Учитель должен быть активным и не бояться неудач, так как и они часто могут давать необходимый опыт. Полезно искать оригинальные идеи, не полагаясь на известное, даже на логику, потому что и «сырая» идея не редко приводит к остроумному решению. Если для осуществления идеи нужна помощь, то необходимо уметь эту идею отшлифовать и наилучшим образом подать-то есть обосновать, сравнить с аналогами, предусмотреть возможные доводы противника.
За дело браться лучше с бодрым настроением и уверенностью в себе! Если учитель выполняя все эти рекомендации, будет к тому же постоянно, день за днем развиваться и учиться чему-то новому, то его педагогическая деятельность, мы думаем, будут продуктивной.
Процесс формирования потребности в творчестве требует, чтобы и взаимодействие учителя и учащихся было выстроено как продуктивное.
Критериями уровня мотивации и активности как обучаемого, так и учителя, к ведущему должен быть отнесен тот тип взаимодействия, который обеспечивает творческую продуктивную деятельность учащихся с самого начального этапа освоения учебного материала на всем протяжении обучения.
Принципы взаимодействия учитель – ученик.
В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учитель – ученик являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учителя.
Наиболее существенную роль в развитии познавательных действий, мотивов учения и личности учащихся в целом играет такой тип учебных взаимодействий, при котором активизируются собственная продуктивная творческая деятельность учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Изменение структуры сотрудничества: от совместного, раздельного с учителем действия, к поддержанному действию, далее – подражанию и к самообучению.
В условиях сотрудничества с учителем, не регламентированного задачей немедленного освоения конкретных способов действия, составляющих элементный уровень организации деятельности, обеспечивающих технику ее исполнений, активность ученика направляется в русло совместного достижения продукта адекватного социальному смыслу деятельности. Таким образом, создается ситуация, которая направлена на развитие учащихся, а также позволяющая формировать познавательные и исполнительские действия и операции в широком смысле смыслообразования и целеообразования.
Принципы продуктивного взаимодействия.
Каждый ученик включается в решение объективных задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специального взаимодействия.
Эта ситуация являясь специальным средством решения продуктивных задач и условия овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевает изменения в процессе общения. Так происходит становление механизмов саморегуляции поведения личности учащихся.
Из смыслообразования и целеобразования вытекает более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.
Л. С. Выготский писал: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой». Исходя из этой идеи за главный принцип обучения в школе, мы берем следующие положение: обучение должно опережать развитие; ребенку должны быть предложены знания, уровень сложности которых превышает уровень возможностей ребенка. Значит, в качестве закономерности педагогического процесса ставится такое соотношение вещей, когда обучение опережает развитие, то есть обучение играет ведущую роль в отношении развития. Говоря иначе, ребенку предлагается такой уровень познавательной деятельности, который превышает его возможности.
Понятно, что сами учащиеся не могут усваивать учебный материал, который превосходит их возможности, который находится за пределами их зоны актуального внимания, где-то на грани горизонта, а порой даже за гранью горизонта, за зоной ближайшего развития. Учитель для того и существует, чтобы постоянно предлагать своим ученикам знания, нравственные ценности, а также постоянно, с учетом особенностей каждого ребенка, помогать им преодолевать трудности. «Мы не имеем права оставлять ребенка одного перед созданными нами же барьерами его взросления, - пишет Ш. А. Амонашвили, - мы должны быть всегда рядом и учить, как преодолевать трудности. Мы должны находиться «рядом» даже тогда, когда он как будто вправду остается один на один с познавательным барьером - те наставления, которые мы дали ему до этого, и есть наше присутствие рядом с ребенком в это время». Учитель – профессионал, и он должен знать, как происходит развитие, какова его роль в этом процессе.
Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с
нарушениями слуха
Первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма – овладение грамотой. Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, читающ ...
Формирование графических навыков в процессе
рисования
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий — с другой. В детском изобразит ...
Образование и педагогическая наука в 60-е – 90-е гг
Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в педагогической науке 60-90 гг. Педагогическая наука обосновывает пути развития содержания обра ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.