Средствами в физической культуре называют совокупность
предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства.
В настоящее время выделяют следующие группы средств физической культуры:
физические упражнения;
естественные силы природы;
гигиенические факторы;
специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;
идеомоторные, психогенные и аутогенные средства.
Из всего перечня представленных выше средств физической культуры, самым специфичным и наиболее широко используемым средством, является физическое упражнение.
Физические упражнения, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.), принято называть естественными. Специально же созданные в процессе развития теории и практики физической культуры упражнения называют аналитическими (на снарядах, с предметами и др.).
Л.П. Матвеев определяет физические упражнения как двигательную активность человека, организованную в соответствии с закономерностями физического воспитания. К примеру, бег или ходьба являются средствами физического воспитания, когда преследуются и решаются задачи обучения и развития физических способностей.
Выполнение физического упражнения всегда направлено на решение той и иной двигательной задачи. Одна и та же задача может быть решена несколькими способами.
Те способы выполнения двигательных действий, при которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью, называют техникой физических упражнений.
Одним из специфических средств формирования техники естественных движений у учащихся младших классов являются физические упражнения.
Л.Д. Глазырина выделяет общеразвивающие упражнения, как ценные средства формирования естественных движений. Обучение основным положениям рук, ног, туловища способствуют укреплению двигательного аппарата, создают представление о направлении, амплитуде, напряжении, ритме, темпе движений, формируют умение дифференцировать пространственные, силовые и временные характеристики движений.
Для более успешного освоения техники легкоатлетических упражнений применяют специально-подводящие упражнения. Они включают элементы и связки основных легкоатлетических упражнений. Выполняют их как подводящие к освоению целостной техники или ее частей, как укрепляющие или совершенствующие навык.
Для этого часто используются предметные ориентиры, которые являются регуляторами направления и ограничителями движения. Например, в беге для выработки широкого бегового шага используют бег по «широкой лестнице», в метании мяча, для формирования умений выполнять бросок по дугообразной траектории используют броски через вертикальное препятствие.
При обучении отдельным элементам, или целостному двигательному действию используются имитационные упражнения. Упражнения этой группы опираются на свойственную способность ребенка к подражанию. Они должны как можно больше соответствовать координационной структуре данного движения или его части. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление.
Так при обучении правильной работе рук во время бега ученикам предлагают вообразить, что левая рука − гриф скрипки, а правая −смычок. Левая рука движется вперед-назад, а правая как бы поперек левой (как при игре на скрипке), но кисть правой руки не должна пересекать плоскость симметрии.
Возникающие при использовании имитаций положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества.
На этапе начального освоения техники легкоатлетических упражнений полезно и необходимо в качестве основного средства физического воспитания младших школьников использовать подвижные игры.
Игра, больше чем другие средства физической культуры, адекватна потребностям растущего организма в движении, способствует всестороннему, гармоничному физическому развитию детей.
Подвижные игры являются средством активизации двигательной деятельности, повышают интерес к занятиям, несут в себе большой эмоциональный заряд, а самое главное заключается в неоднократном повторении игровых действий. Это способствует дальнейшему перестроению при изучении техники движений, рациональному использованию их в различных игровых ситуациях, применению приобретенных навыков в постоянно, и случайно меняющихся условиях.
Централизованное тестирование по истории
С 2001 года в Российской Федерации проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме стандартизированной процедуры – так называемого тестирования. 19 января Госдума приняла во втором чтении законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭ станет е ...
Педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов
В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студен ...
Горн
С чего начинается утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки пионерского горна, играющего сигнал подъема. Горн (немецкое слово Horn означает рог) - родоначальник всех медных духовых инструментов. В оркестрах его сейчас не употребляют, так как играть на нем можно лишь са ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.