Следующая группа методов – методы упражнения, которые подразделяются:
- метод разучивания упражнения в целом (целостно - конструктивный);
- метод разучивания упражнения по частям (расчленено - конструктивный);
На первых возрастных этапах, при разучивании двигательных действий предпочтение отдается методам целостного упражнения.
Сущность, которого состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без расчленения на части. Структура целого при этом вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных относительно самостоятельных деталей, которые затем, по мере освоения основного механизма действия, соединяются с ним и совершенствуются на фоне целостного выполнения (Например, при обучении прыжкам в высоту сначала рекомендуется прыгать через веревочку установленную на небольшой высоте).
Используя данный метод можно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Положительной характеристикой данного метода является то, что целостное разучивание содействует формированию прочных условно-рефлекторных связей одновременно на все движения двигательного действия.
Целостный метод позволяет разучить структурно несложные движения (например, бег, метания, ловля предмета) и применяется на любом этапе обучения.
Метод разучивания упражнений по частям (расчленено – конструктивный) предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением. Этот метод применяется в случаях, когда упражнение является координационно-сложным; если упражнение характеризуется быстрым воспроизведением, что препятствует изучению и совершенствованию его элементов в целостной структуре; упражнение состоит из большого числа элементов мало связанных между собой. В младшей школе выше перечисленным признакам соответствуют прыжки в длину с разбега.
При разучивании упражнений в целом и при использовании метода разучивания по частям, в практике как вспомогательный, используется метод подводящих упражнений. Это метод способствует появлению и накоплению простейших условно-рефлекторных связей, которые в дальнейшем будут способствовать освоению основного упражнения.
В занятиях с детьми младшего школьного возраста, как и в дошкольный период, большое место отводится игровым формам выполнения учебных заданий.
В системе физической культуры игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Таким образом, игровой метод может быть представлен в виде игры и виде упражнений в игровой форме. Выполнение движений в игровой форме приводит к динамичности сформировавшихся двигательных стереотипов.
При помощи игрового метода решаются самые разнообразные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков.
Игровой метод представляет способ организации овладения специальными знаниями умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включение в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами).
Большинство подвижных игр, в содержание которых входят упражнения в беге, прыжках, метаниях, имеют соревновательный характер. То есть имеет место деятельность детей, основанная на соперничестве, состязательности, что является характерной особенностью соревновательного метода. Соревнования являются стимулом для активности и интереса, детей при выполнении того или иного упражнения, задания, установки на победу или достижение высокого результата.
Хакасские пословицы и поговорки как этнокультурное
явление
Современная ситуация в России привела к переоценке духовно-нравственных ценностей в связи с утратой многих традиционных ценностей. В поиске лучших народных традиций воспитания личности целесообразно пересмотреть исторически сложившиеся модели воспитания, одной из оптимальных моделей органично вписы ...
Семья как фактор развития ребенка
Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Итак, на отношение родителя к ребенку влияют: 1) Детский опыт самих родителей ...
Психологические особенности детей с дефектами в развитии
Дети с дефектами в развитии – дети, у которых в силу физических или психических недостатков имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. В основе отклонений в развитии ребенка лежат, в одних случаях, органические или грубые функ ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.