Принцип взаимообучения. Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения. Процесс взаимообучения при составлении кластеров происходит наиболее быстрее. Ученики дополняют знания друг друга, становятся более коммуникабельными.
Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся при составлении кластеров носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:
состав класса,
адаптация к учебному процессу,
способность к восприятию нового и т.п.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса. При составлении кластеров, первоначальным этапом является составление кластера индивидуально каждым участником микрогруппы, а затем кластер обобщается и приобретает более расширенный вариант изучаемой темы.
Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации. При составлении кластеров необходимо изучить не только тему учебника, но и ознакомиться с дополнительным материалом.
Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся при выполнении кластеров возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса.
Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, способы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.
Способы работы учащихся с кластерами основываются на основных уровнях и принципах активизации познавательной деятельности учащихся.
Способы работы учащихся с кластерами:
Составление нового кластера.
Составление кластера учениками возможно при смысловом синтезе учебного материала. Учителем проводится длительная предварительная подготовка к воспроизведению учебного материала учениками в виде кластеров. Необходимо осмысленно воспроизводить учебный материал в форме графов, схем. Для этого ученик должен владеть учебным материалом очень глубоко.
Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.
Способ воспроизведения учебного материала или его комментирование также является обязательным при использовании данной технологии. Воспроизводя учебный материал, ученик развивает умение говорить, анализировать, расставлять нужные акценты в рамках новой темы или при закреплении темы.
Коррекция и совершенствование готового кластера.
При коррекции ученики осознано прорабатывают учебный материал, проводят работу над ошибками, вводят дополнения письменные и графические, которые раскрывают тему занятия.
Феноменологическая характеристика социальной адаптации
Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом ...
Основные направления в работе специалистов с семьей
По В.В. Ткачевой это следующие направления: Гармонизация семейных взаимоотношений. Коррекция психологического состояния матери. Коррекция детско-родительских отношений. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических). Обучение матери специальным коррекционным ...
Выводы и рекомендации по применению проектного
метода в обучении экономике в целях развития творческих способностей учащихся
Можно предположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету. Исследования показали, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности. Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития т ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.