Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Методические рекомендации по работе с кластерами на уроках географии

Методические рекомендации по работе с кластерами на уроках географии

Страница 3

описательный или объяснительный стиль основного текста, представляющий факт-явление или факт-процесс. О "панорамном" характере параграфов красноречиво говорят их названия. Например: "Великие географические открытия и современные исследования", "Материки и океаны. Периоды исследования материков и океанов", "Карты материков и океанов" и т.п.

Кластер позволяет школьникам выделить узловые моменты темы, разделить информационный текст на основной и дополнительный, сосредоточиться на главном и использовать частные примеры в качестве иллюстраций, доказательств и т.п.;

оценочный или обобщающий вывод, вынесенный в название параграфа в качестве исходного пункта рассуждений авторов учебника об историческом факте ("Исследование материков и океанов", Содержание темы урока может иметь следующий план:

Исследование материков и океанов

Исследование Материка Азии - Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский

Дальнейшие исследования материка Азии - Николай Михайлович Пржевальский

Исследование материка Америки - Александр Гумбольдт

Исследование океанов - Юлий Михайлович Шокальский

Изучение материка Африки - Давид Ливингстон

Продолжение исследований Конго - Генри Стэнли и т.п.).

Содержание может быть изменено и дополнено по усмотрению учителя и учеников.

Кластер помогает школьникам осознать смысл заявленного авторами учебника обобщения; проследить логику обоснования своего вывода; оценить полноту и обоснованность приведенного в учебнике доказательства; найти дополнительные факты, подтверждающие или опровергающие вывода авторов учебника.

многоплановость развития сюжета темы, сложность и разнообразие связей, объединяющих на первый взгляд совершенно разные аспекты прошлого и настоящего (например, "Происхождение океанов" Содержание может выглядеть следующим образом:

Исследования океанов

Континенты и океан

Атмосфера и океан

Ресурсы океана

Морские волны

Морские течения

Приливы и отливы

Вода океана

Экология океана

Океаны и моря на современном этапе).

Кластер помогает ученикам осознать актуальность и структуру изучаемой темы; выделить главные направления исследования учебной проблемы; отделить главную информацию от второстепенной; сосредоточиться на существенном; проследить развитие разновекторных тенденций; наметить альтернативные выходы из складывающейся исторической ситуации.

Кластеры могут быть разных форматов как сделанных от руки, так и сделанных в электронной версии (рисунок 3 А. В)

Рисунок 3 А. Электронная версия кластера. Схема

Рисунок 3 В. Электронная версия кластера. Слайд - схема.

Данный вид кластера дополнительно расширяется под несущими стрелками (лучами). Появляются дополнительные надписи - это могут быть определения, характеристика океанов, морей, материков, заливов, островов, рисунки океанов (рисунок 4) и. т.д.

Рисунок 4. Дополнение к кластеру в виде рисунка

Каждый элемент кластера может дополняться дополнительными линиями, таблицами, графами (рисунок 5).

Організаційна діаграма

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

История развития педагогической диагностики
Современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики. Этот инструментарий был создан в течение последних ста лет. Предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизите ...

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и методика его применения в коррекционной школе
В 60-е гг. XX века был создан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Этот метод (по сравнению с ранее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.), как уже говорилось ранее, наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русског ...

Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но пров ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru