описательный или объяснительный стиль основного текста, представляющий факт-явление или факт-процесс. О "панорамном" характере параграфов красноречиво говорят их названия. Например: "Великие географические открытия и современные исследования", "Материки и океаны. Периоды исследования материков и океанов", "Карты материков и океанов" и т.п.
Кластер позволяет школьникам выделить узловые моменты темы, разделить информационный текст на основной и дополнительный, сосредоточиться на главном и использовать частные примеры в качестве иллюстраций, доказательств и т.п.;
оценочный или обобщающий вывод, вынесенный в название параграфа в качестве исходного пункта рассуждений авторов учебника об историческом факте ("Исследование материков и океанов", Содержание темы урока может иметь следующий план:
Исследование материков и океанов
Исследование Материка Азии - Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
Дальнейшие исследования материка Азии - Николай Михайлович Пржевальский
Исследование материка Америки - Александр Гумбольдт
Исследование океанов - Юлий Михайлович Шокальский
Изучение материка Африки - Давид Ливингстон
Продолжение исследований Конго - Генри Стэнли и т.п.).
Содержание может быть изменено и дополнено по усмотрению учителя и учеников.
Кластер помогает школьникам осознать смысл заявленного авторами учебника обобщения; проследить логику обоснования своего вывода; оценить полноту и обоснованность приведенного в учебнике доказательства; найти дополнительные факты, подтверждающие или опровергающие вывода авторов учебника.
многоплановость развития сюжета темы, сложность и разнообразие связей, объединяющих на первый взгляд совершенно разные аспекты прошлого и настоящего (например, "Происхождение океанов" Содержание может выглядеть следующим образом:
Исследования океанов
Континенты и океан
Атмосфера и океан
Ресурсы океана
Морские волны
Морские течения
Приливы и отливы
Вода океана
Экология океана
Океаны и моря на современном этапе).
Кластер помогает ученикам осознать актуальность и структуру изучаемой темы; выделить главные направления исследования учебной проблемы; отделить главную информацию от второстепенной; сосредоточиться на существенном; проследить развитие разновекторных тенденций; наметить альтернативные выходы из складывающейся исторической ситуации.
Кластеры могут быть разных форматов как сделанных от руки, так и сделанных в электронной версии (рисунок 3 А. В)
Рисунок 3 А. Электронная версия кластера. Схема
Рисунок 3 В. Электронная версия кластера. Слайд - схема.
Данный вид кластера дополнительно расширяется под несущими стрелками (лучами). Появляются дополнительные надписи - это могут быть определения, характеристика океанов, морей, материков, заливов, островов, рисунки океанов (рисунок 4) и. т.д.
Рисунок 4. Дополнение к кластеру в виде рисунка
Каждый элемент кластера может дополняться дополнительными линиями, таблицами, графами (рисунок 5).
История развития педагогической диагностики
Современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики. Этот инструментарий был создан в течение последних ста лет. Предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизите ...
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и методика его
применения в коррекционной школе
В 60-е гг. XX века был создан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Этот метод (по сравнению с ранее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.), как уже говорилось ранее, наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русског ...
Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но пров ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.