Рисунок 5. Граф, дополняющий тему "Материки и океаны"
Из рисунка видно, что графы-кластеры можно расширять, исходя из различных элементов данного графа. На данных кластерах хорошо прослеживается последовательность изучения темы. Кластер по этой теме может приобретать форму пирамиды, форму шара, форму квадрата. Кластер может дополняться пояснительными таблицами по изучаемой теме, например, таблицей детально дополняющей площадь и глубину морей, входящих в состав океанов (рисунок 6).
Рисунок 6. Таблица "Характеристика морей по глубине залегания и площади в океанах"
Таблицы - пояснения могут быть выполнены от руки, могут быть напечатаны в электронной версии, затем наклеены на общий ватман. Кластер может состоять из различных дополнений, может дополняться в течение нескольких уроков.
Работа над кластером это очень увлекательный процесс, он носит системный характер. Познавательная деятельность учащихся из урока в урок активизируется.
Исследования изучаемых проблем и явлений, отражение их в кластерах позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта. Учит непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении учитель (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль "фильтра", пропускающего через себя учебную информацию.
Методика кластери может использоваться как самостоятельная педагогическая разработка, так и в сочетании с традиционными методами.
При использовании технологии кластери - учитель отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых учителем мотивов обучающихся относят: предметный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.
В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.
Характеристика форм организации социального воспитания подростков в
учреждениях дополнительного образования
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собо ...
Педагогические идеи Ветхого Завета
Уже изначально библейский текст вводит нас в обучающую ситуацию: Адам и Ева ослушались наказа Бога, и за это они изгнаны из рая. Отсюда выводится первый постулат – постулат послушания, как повиновения и покорности. Любое нарушение постулата, или иначе – закона, ведёт к неминуемому наказанию. В прот ...
Диагностическое изучение использования хакасских пословиц и поговорок в
образовательном процессе ДОУ
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с «Радуга». В детском саду 6 групп (2 ясельные:1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет, 2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие от 5 до6 ле ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.