В дошкольный период дети, зачастую, испытывают трудности в коммуникации разного рода. Кто-то чрезмерно стеснителен в общении со сверстниками, кто-то не может разговаривать со старшими, либо замкнут в своей среде особенными обстоятельствами. Так или иначе, коррекционно - развивающая программа этого направления актуальна во все времена, потому что дети этого возраста наиболее восприимчивы к необратимому процессу социализации. Цель такого рода работы помочь тем, кто не может пройти через это самостоятельно.
Основой моих наблюдений стала программа от психолога Л.Б.Басовой «Ты да я, да мы с тобой…», которая, на мой взгляд, превосходно справляется с остротой психического напряжения; проведением первичной адаптации ребенка к жизни в социально здоровой среде; возвращением его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
Данная программа разбита на несколько блоков: «Я и моя семья», «Мир взрослых», «Среди сверстников». Работа по программе «Ты да я, да мы с тобой» определена следующими блоками и поставленными в блоках задачами:
Первый блок «Я и моя семья»
-развивать самосознание воспитанников (знать ФИО, дату рождения, страну, адрес, родной язык);
-расширить сведения о семье (знать имена и отчества родителей, профессию, место работы, членов семьи). Помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни;
-развить контроль за собственными действиями, способность реально оценить свои и чужие поступки;
-развивать чувство собственного достоинства, стремление совершать хорошие поступки;
-научить проявлять некоторую критичность к своим поступкам, испытывать смущение неудобство при нарушении правил общения.
Второй блок «Мир взрослых»
-развивать понимание о связи и зависимости людей в труде и в жизни;
-научить видеть связь между своими поступками и чувствами взрослых;
-научить сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы;
-сформировать представление о разных способах поведения по отношению к старшим (помочь, попросить прощение);
-научить не уходить без разрешения взрослого, не прерывать разговор, чутко относиться к оценке взрослого.
Третий блок « Среди сверстников»
-научить правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес;
-развивать готовность детей к статусу первоклассника;
-научить читать эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации в жизни, на картинках, в скульптуре, уметь высказать свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния сверстников;
-научить находить определения для оценки поведения героев фильма, художественной литературы, сравнивать с поведением реальных людей;
-сформировать отношение к противоположному полу, понятие о дружбе и любви, о сострадании к детям, отличающимся от нас;
-развивать ответственность, самоконтроль, самооценку;
-научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов;
-научить понимать и пользоваться моральными оценками: добрый, смелый, честный, заботливый.
Таким образом, работа обхватывает весь спектр погружения в мир коммуникации, помогает познать уровень и позицию каждого ребенка индивидуально. Исходя из этого, найти подход и оценить результат на примере каждого малыша в отдельности.
Формы организации учебного процесса в рамках преподавания
факультативных курсов
«Для реализации в сузах и вузах доступны следующие виды деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятель ...
Сказка как жанр художественной литературы
Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие ...
Роль факультативных курсов в системе высшего
профессионального образования
Приоритет общечеловеческих ценностей предопределил такое изменение сущности учебного процесса в современной высшей школе, которое бы обеспечивало раскрытие и развитие потенциальных творческих возможностей личности, способствуя её саморазвитию и самореализации. Все это в настоящее время становится о ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.