Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.
Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Развитие коммуникативных способностей подразумевает понятие «нормативная ситуация», как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта. Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.
Таблица 1
Возраст |
Методика |
Ситуации |
Аспекты |
Диагностика |
Выводы |
Дети от 5 до 6 лет. |
«Два домика» (автор Коломинский Я.Л) |
В одном (красном) домике много разных игрушек, книжек, а в другом (черном) игрушек практически нет. Кого ребенок берет к себе в красный дом, и кого он хочет поселить в черный домик. |
Коммуникация со сверстниками. |
Симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. |
Выявлен уровень сформированности коммуникативных навыков, а также межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста. Статус в группе. |
Дети от5 до 6 лет. |
Опрос |
Ребенку задается 10 наводящих вопросов на тему поступков в той или иной ситуации. |
Понимание специфики ситуации. |
Уровень определяется тем, как быстро ребенок способен ответить на вопрос и насколько обдуманно он это делает. |
Выявление уровня развития представлений ребенка о состояниях других людей в различных ситуациях общения и взаимодействия, о способах адекватного выражения отношения к ним. |
Дети от 5 до 6 лет. |
Игра «Мир взрослых». |
Организация ролевой игры-беседы. Дети вместе с воспитателем садятся в круг и беседуют о таинственной жизни взрослых. |
Общение со старшими. |
Уровень определяется путем анализа общего отношения к тому, что называется взрослая жизнь. |
Выявление интересов, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. |
Целью исследования выступает диагностика коммуникативного уровня ребенка и разработке методического материала для выявления его уровня.
Разработанный методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также осуществлять направленные психолого-педагогические воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей развития данного вида способностей у ребенка.
Характеристика знаний о безопасности жизнедеятельности у детей
старшего дошкольного возраста
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. В Российской Федерации ...
Педагогические функции хакасских пословиц и
поговорок
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дре ...
Обобщение опыта учителей по развитию способностей
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учит ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.