Такому навыку развития, как коммуникативный, на протяжении многих лет уделяется внимание таких выдающихся педагогов как Я.О. Коменский, Н. Веракса, Ж.Локк, Д.Б.Эльконин и многих других. Все они придерживаются того, что дети в дошкольном возрасте представляют собой чистую страницу, которая на протяжении этого периода кропотливо заполняется воспитателем, родителями, сверстниками, различными ситуациями. Каждый период дошкольного развития важен и характеризуется с точки зрения коммуникации у детей по - своему.
Таблица 2
2-4 года |
5 лет |
6-7 лет |
Наблюдения | |
Общение со сверстниками |
Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Ребенка волнует, прежде всего, привлечение внимание к себе и получение эмоционального отклик партнера. |
Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. |
К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения. |
Существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений. |
Общение со старшими |
Ребенок обращается к взрослому по поводу той деятельности, которой он занимается, тех затруднений, которые у него возникают в данный момент. |
Ребенок начинает выходить за пределы обстановки общения. Оно начинает приобретать внеситуативный характер. |
Ребенок задает взрослому вопросы о предметах и явлениях окружающего мира (о животных, машинах, явлениях природы и др.). Ему важно, чтобы взрослый помогал найти ответ на волнующие его вопросы. |
Благодаря общению формируются убеждения, духовные потребности, моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. В общении реализуется потребность в другом человеке. |
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что полноценное и сбалансированное общение ребенка возможно лишь в случае взаимодействия, как со сверстниками, так и со старшими. Отовсюду малыш впитывает необходимые ему навыки коммуникации для дальнейшего развития в себе процессов социализации.
Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного
поведения
Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков не может осуществляться только средствами групповых форм. Есть необходимость в реализации индивидуальной работы. Для проведения индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения нами были отобраны разные типы детей - т ...
Экспериментальное исследование эффективности
использования интегрированных занятий для формирования интереса к
изобразительному искусству старших дошкольников
Цель констатирующего этапа исследования – выявить исходный уровень формирования изобразительных умений и интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Выявить у детей 6-7 лет представления об изобразительном искусстве; Выявить у детей 6-7 лет уровень сформиров ...
Психологическая характеристика причин неуспеваемости школьников
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех подростков и старших школьников, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.