На сегодняшний день нужны такие программы и учебники по математике, которые позволили бы эффективно дифференцировать усвоение материала учащимися на обязательном и углубленном уровнях. Это возможно за счёт реализации в учебных курсах различной степени полноты межпредметных и внутрипредметных связей. Усиление межпредметных и внутрипредметных связей следует рассматривать как одно из важнейших направлений дидактического совершенствования школьного курса математики.
Учет межпредметных и внутрипредметных связей при обучении способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, переносу знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более высокие ступени.
Дадим определение межпредметным и внутрипредметным связям. Связь – это взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени.
Межпредметные связи играют существенную роль в обеспечении единства обучения и воспитания. Они выступают как средство усиления этого единства комплексного подхода к обучению. Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель математики осуществляет все их многообразие.
Внутрипредметные связи математики - это взаимосвязь и взаимообусловленность математических понятий, разделённых временем их изучения. Учёт внутрипредметных связей означает целесообразную организацию изучения взаимосвязанных понятий на определённых этапах изучения.
Внутрипредметные связи характеризуются двумя основными направлениями в осуществлении: первое направление — это направление от исходных понятий к конечным (назовём связи в этом направлении преемственными); второе направление — это направление от конечных понятий к тем начальным понятиям, через которые реализуются конечные: активное влияние конечных понятий, идей, методов на исходные понятия, идеи, методы (для удобства назовём эти связи рекурсивными). Внутрипредметные связи — объединение преемственных и рекурсивных связей, дополненное взаимосвязями между главными линиями и идеями развития данной науки.
Роль внутрипредметных связей в учебном курсе велика, они непосредственно влияют на достижение обучающей, развивающей и воспитывающей целей обучения. При этом внутрипредметные связи формируют у учащихся научное мировоззрение, помогают видеть мир в движении и развитии, способствуют установлению логических связей между понятиями, тем самым развивают логическое мышление учащихся, выступают средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях школьников, позволяют сформировать такую систему знаний, которая предстаёт перед учащимися не как застывшая, а как динамичная, качественно изменяющаяся, сокращают затраты учебного времени, способствуют устранению перегрузки школьников.
Цель: теоретическое обоснование и практическое подтверждение целесообразности использования межпредметных и внутрипредметных связей для повышения уровня знаний учащихся по математики.
Объект исследования: учебный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методические вопросы использования межпредметных и внутрипредметных связей при обучении математики.
Гипотеза: если в процессе обучения математики применять медпрежметные и внутрипредметные связи, то это будет способствовать сознательному усвоению знаний учащихся по связанным предметам и повышению качества их подготовки к этим предметам.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность межпредметных и внутрипредметных связей
Выявить темы школьного курса математики, в которых межпредметные и внутрипредметные связи наиболее полно реализуются.
Составить задания, решение которых основано на применении межпредметных и внутрипредметных связей.
4. Опытным путём проверить эффективность использования межпредметных и внутрипредметных связей.
5. Подготовить методические рекомендации.
Методы исследования:
Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой теме.
Анализ содержания школьных учебников, учебных программ по математике и физике.
Наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроках математики и физики.
Практическая значимость: состоит в том, что разработанная методика использования межпредметных связей при обучении математике может быть использована студентами в период прохождения педагогической практики, а также учителями школ в их практической деятельности.
На основе результатов исследования подготовлены методические рекомендации по применению межпредментых и внутрипредметных связей в курсе математики.
На защиту выносятся: обоснование необходимости применения межпредметных и внутрипредметных связей при обучении математики.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы. Дипломная работа состоит из трёх глав, опытной работы и приложения.
Первая глава называется «Межпредметные связи в учебном процессе математики». В ней рассмотрен следующий материал: межпредметность – современный принцип обучения; взаимосвязь предметов естественно – математического цикла; методы осуществления межпредметной связи на уроках математики. Вторая глава «Методика реализации внутрипредметных связей». Она включает в себя: роль понятийного аппарата во внутрипредметных связях; методика реализации внутри- и межпонятийных связях; взаимосвязь алгебры и начала анализа с геометрией. Третья глава «Некоторые вопросы реализации внутрипредметных связей с помощью методов преподавания». В этой главе содержится следующее: обобщающее повторении как средство реализации внутрипредметных связей, сравнение как эффективный метод реализации внутрипредметных связей, самостоятельная работа учащихся. Затем следует опытная работа и приложение.
Методика знакомства
детей с декоративно-прикладным искусством
Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в места ...
Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...
Проявления агрессивности у дошкольников
Изучением проявления агрессивности у дошкольников занимались: Е.О. Смирнова, Кряжева Н.Л., Е.К. Лютова, Г.Б. Монина и др. Как пишет Е.О. Смирнова, «агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая и ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.