Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации предметно-пространственной, развивающей, социокультурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения. В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности личности. Формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентации, рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и др. Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств индивида, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к другому!
В. А. Ядов, определяя понятие «досуг», справедливо делает акценты на таких его специфических чертах как деятельность и саморазвитие личности. «Досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или самоценная деятельность, составляющая органический элемент быта, и направлена на удовлетворение культурных потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитие». Среди множества точек зрения на понятие «досуг», можно выделить две основных: досуг как совокупность знаний и деятельность в свободное время; досуг как часть свободного времени, характеризующаяся свободным выбором занятий (деятельности), направленных на удовлетворение различных культурных потребностей личности.
Исходя из предположений Л. С. Выготского, что культурное развитие ребёнка представляет собой особый тип развития, где процесс «врастания» детей в культуру не может быть с одной стороны отождествлен с процессом органического созревания, а с другой - не может быть сведен к простому механическому усвоению известных внешних навыков, вытекает совершенно правомерное суждение, что культурное развитие, как и всякое другое, подчинено своей закономерности, имеет свои рамки и стадии формирования.
Формирование духовной культуры современного школьника является одной из наиболее актуальных педагогических проблем, требующая неотложного и компетентного решения. Эстетическая культура личности – необходимая составляющая духовной культуры человека. Эстетическое воспитание должно предполагать включение школьника в процесс эстетической деятельности, что естественно приведет к существующему изменению и обогащению структуры и содержания художественно-эстетического воспитания, форм и методов его осуществления.
Эстетическое восприятие искусства и действительности является неотъемлемой частью эстетического отношения человека к миру. Оно характеризуется способностью человека вычленять в окружающих предметах и явлениях свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. Под формированием эстетических эмоций и чувств подразумевается деятельность педагога, направленная на поддержание в ребенке возникающих положительных чувств и их эмоциональных проявлений, возникающих в связи с предметами и явлениями окружающей действительности, а также на развитие природного, врожденного чувства красоты, тяготения к прекрасному, присущего каждому ребенку, на формирование интереса к эстетическим предметам и явлениям в жизни, к эстетической деятельности.
Цель – теоретическое обоснование художественного воспитания детей в сфере досуга.
Объект – процесс художественного воспитания детей
Предмет исследования – совокупность педагогических условий и средств художественного воспитания детей в сфере досуга.
Гипотеза: художественное воспитание детей в сфере досуга предполагает:
- определение принципов формирования художественного воспитания детей на основе личностного взаимодействия взрослых и детей;
- создание творчески-ориентированной среды, имеющей направление художественного воспитания детей через формы культурного досуга.
Цель и гипотеза определили следующие задачи:
1. Изучение социально-культурных проблем в художественном воспитании детей.
2. Изучение сущности «досуга» и «свободного времени» школьника.
3. Изучение педагогических особенностей художественного воспитания детей.
Методологической основой данного исследования явились труды таких ученых как Ядова В., Выготского Л.С., Соколова Э.
Этапы исследования:
Теоретическое изучение данной проблемы в педагогике, психологии.
Теоретические аспекты значимости исследования:
1) уточнение понятия «досуг» и «свободное время» школьника;
2) теоретическое обоснование организации художественного воспитания детей в сфере досуга.
Методы осуществления
межпредметной связи на уроках математики
Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся. Учитель в своей работе ориентируется на формирование обобщенных умений практической деятельности с помощью межпред ...
Сущность и особенности проблемного обучения в
начальной школе
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей ра ...
Реорганизация школы
Ситуация радикально изменилась только после Постановления Правительства и ЦИК ВКП(б) "О реорганизации школы" (май 1934 г.). Организация учебного процесса значительно изменилась в позитивную сторону, как в городских, так и в сельских школах национальных областей Северного Кавказа. До той п ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.