I Часть
Задачи
1. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых эпох, переломные события в жизни общества, а также мифологические сюжеты.
2. Показать роль композиции в исторической картине.
3. Рассказать о сюжете и содержании в исторических произведениях разных времен.
Зрительный ряд
1. Верещагин В.В. У дверей мечети. 1873.
2. Рябушкин А.П. Семья купца в XVII веке. 1896.
3. Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881.
4. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833
5. Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. 1889.
Ход экскурсии
1. В.В. Верещагин. У дверей мечети. 1873
На примере этого произведения детям легче понять разницу между бытовой и исторической картиной.
Расскажите, что художник Верещагин жил во второй половине XIX века, много путешествовал. Его живо интересовал быт разных народов, их художественная культура, история. В картине изображены двери средневекового восточного храма (мечети) в городе Самарканде (Средняя Азия, Узбекистан, в XIX веке — Туркестан).
Задайте вопросы:
— Как вы считаете, здесь отображено какое-либо важное историческое событие или живая реальная сцена?
— Что делают два человека, пришедшие к дверям мечети? Это грозные стражи, охраняющие вход в храм, или путники, отдыхающие возле него?
Рассмотрите мирные позы путников, их теплые расшитые халаты, изношенные сапоги, войлочные шляпы, флягу с водой, посох и выясните, что это путники, которые, видимо, долгое время находятся в пути, они утомились и решили отдохнуть от жаркого палящего солнца в тени, у огромных дверей.
Укажите на контраст между мирными действиями людей, изображенных в живых естественных позах, и огромными, неподвижными, монументальными дверями мечети, свидетельствующими о силе и могуществе восточного монарха.
С помощью педагога по пластике проведите игру.
Игра «Дверь и путники»
— Всмотритесь внимательно в полотно и запомните, как изображена дверь, каковы позы путников, где они расположились. Разделитесь по пять человек и по очереди изобразите пластически то, что вы увидели. Двое из вас примут позы путников, три человека, плотно сомкнувшись, изобразят «характер» и положение двери.
Остальные дети проверяют, правильно ли отразили композицию картины играющие.
— Вы, наверное, ощутили, как неподвижны каменные двери, потому что тела ваши выпрямились, напряглись и застыли. А путники замерли тоже в неподвижных, но «живых», естественных позах.
— Кто главенствует в картине — люди или дверь и почему?
Объясните, почему дверь является основой композиции, отметив ее огромные размеры, богатые резные узоры, выписанные с невероятной тщательностью.
Подчеркните, что возвышающиеся громадой над людьми двери, как бы возникающие из глубин истории, очень искусно украшенные пышным резным ковровым орнаментом, рождают не только ощущение величия, но и чувство восхищения высочайшей культурой народов Востока.
Орнаментальное узорочье отделки дверей, яркие, пестрые одежды путников воссоздают могущественный и неповторимый образ средневекового Востока с его традициями и позволяют зрителю проникнуться духом его исторического прошлого.
Цель показа: объяснить детям, что историческое начало или «дух» истории может присутствовать в групповом портрете.
Поясните, что для художника Рябушкина, создавшего эту картину в конце прошлого века, идеалом красоты и гармонии в русской жизни являлся семейный уклад купеческого сословия в XVII веке, в допетровское время.
Выясните в беседе с детьми, что в этом произведении, как и в предыдущей картине, внешне ничего не происходит, то есть нет сюжета, интересного, захватывающего действия.
Словно на старой фотографии, разместившись в ряд, торжественно застыла купеческая семья, как бы демонстрируя себя зрителю.
— Но о чем же важном, значительном в историческом прошлом нашей родины хотел поведать нам художник?
Путем наводящих вопросов попытайтесь выяснить у детей, «кто есть кто» в этой картине.
— Кто здесь глава семьи?
Обратите внимание на крепкую уверенную посадку фигуры немолодого энергичного купца в дорогой меховой шубе, красном кафтане и красиво расшитой рубахе с бело-голубым орнаментом, на его умное загорелое лицо с напряженным взглядом, свидетельствующее о том, что он привык постоянно трудиться и что все его богатство и достаток заработаны честно. От этого он преисполнен чувства собственного достоинства.
— Найдите и опишите всех членов его семейства. Рассмотрите купчиху с ребенком на коленях. Она одета, как предписывал обычай того времени замужним женщинам — в сиреневый шелковый струящийся сарафан, волосы убраны под кокошник-кику с подзором, плавно ниспадающий на плечи шелковый платок. Ее голова мягко склонена. Все эти детали говорят о нежности, мягкости этой женщины, послушании воле мужа.
(Для накопления у детей исторического опыта полезно рассказать, что в те времена царил «домострой» — свод правил поведения в семье и в обществе. Можно привести несколько правил, например, «жена да убоится мужа своего» и так далее.)
Народные игры с точки зрения этнопедагогики
Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду. Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов Росс ...
Комплекс заданий по формированию лексической компетенции
В результате исследования проблемы художественного текста как средства обучения на языковых специальностях университета автором данной дипломной работы был разработан комплекс заданий на материале книги Джерома К. Джерома «Трое в одной лодке». Данная книга была выбрана по следующим причинам: 1) Дан ...
Профилактическая помощь при работе в образовательных
учреждениях
В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводят ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.