Педагогика » Семья как фактор формирования личности ребенка » Типы семей и семейного воспитания

Типы семей и семейного воспитания

Страница 1

Существует множество разнообразных типов семей, которые можно классифицировать следующим образом:

1. По структуре

Полные семьи:

Неполные семьи:

муж и жена;

одинокая мама;

родители разведены;

воспитывает один отец;

воспитывает опекун.

с 1 ребенком;

с 2 (однополыми);

с 2 (разнополыми);

с 3 и более детьми;

многодетная (с 4 детьми и более);

со старшими членами

семьи (с бабушкой, дедушкой);

дети сводные;

дети неродные, усыновленные.

2. По материальной обеспеченности Семьи:

с очень высоким материальным достатком;

с высоким материальным достатком;

со средним материальным достатком (обеспеченная);

с низким материальным достатком (малообеспеченная);

нуждающиеся (за чертой бедности).

3. По воспитательному потенциалу

Семьи:

социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении;

социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении; социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении; социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении. Воспитательно-сильная;

воспитательно-устойчивая;

воспитательно-неустойчивая;

воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними; воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой; воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой;

маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);

правонарушительная; преступная;

психически отягощенная.

4. По взаимоотношениям

гармоничная; компромиссная; неустойчивая; мнимая; конфликтная; резко конфликтная; потребительская.

5. По направленности

Семьи, ориентированные:

на деятельность;

на общение;

на самоудовлетворение (эгоистическая).

6. По социально - правовой устойчивости социально-устойчивая;

социально-неустойчивая;

асоциальная;

криминогенная.

М.И. Буянов в свою очередь предложил пять типов семейного воспитания, назвав их "крайностями воспитания":

1. Воспитание по типу Золушки, когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку, предъявляя ему повышенные требования, не давая ребенку нужной ему ласки и теплоты.

Забитые, робкие, вечно боящиеся избиений и оскорблений, многие из таких детей и подростков вырастают нерешительными и пугливыми, неспособными за себя постоять. Обостренно переживая враждебную им действительность, такие дети нередко много фантазируют, мечтая о сказочном принце и необыкновенном случае, который избавит их от всех сложностей жизни. Вместо того чтобы активно относиться к жизни, так несправедливой к ним, часть таких детей уходит в мир фантазий.

2. Воспитание по типу кумира семьи. В таких случаях выполняются все требования и малейшие капризы ребенка, вся жизнь семьи сосредоточена только вокруг его желаний и прихотей. Дети растут капризными, своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не понимающими ограниченность возможностей родителей. Эгоизм, наплевательское отношение к своим обязанностям, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - все это может стать следствием такого уродливого воспитания.

3. Гиперопека - особый вид воспитания, при котором ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкают, что за них кто-то все будет решать и делать.

4. Воспитание по типу гипоопеки, когда ребенок предоставлен самому себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию, "что такое "хорошо" и что такое "плохо".

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согла ...

Компетенция ОПК-5
Компетенция ОПК-5 – это общепрофессиональная компетенция: «готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.». Под компетенцией ОПК-5 понимается: 1. способность создавать мотивацию детей к различным видам их деятельности, включат ...

Организация работы со слабыми и отстающими школьниками
На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно п ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru