Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому, цель моего исследования заключается в следующем: проанализировать проблему взаимоотношений родителей и детей, влияющих на воспитание личности.
Объектом исследования являются: воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей.
Предмет исследования: взаимоотношения в семье как один из факторов воспитания личности ребенка.
Гипотеза исследования: характер и стиль взаимодействия в семье определяет характер воспитания личности.
Для достижения цели и проверки гипотезы в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. на основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить типичные варианты отношений родителей и детей;
2. раскрыть типы и функции семьи;
3. определить, что такое семья, какую роль она играет при воспитании детей;
4. проанализировать трудности семейного воспитания, а так же семейные взаимоотношения и их влияние на становление личности детей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования;
1) Составление социального паспорта семьи
2) Рисуночный тест " Что ты думаешь о своей семье?" (Злата Королева)
3) Кинетический рисунок семьи
4) Анкета для родителей (Н. Дереклеева)
5) Тест определения основных черт личности Л.А. Ясюковой (модификация теста Кеттела).
База исследования: МОУ СОШ №34 города Братска, 4 класс "А".
Данная тема актуальна тем, что в современной семье возникает все больше проблем, которые обусловлены экономическим, социальным и культурным положением в стране и семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И никакой другой социальный институт не сможет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать это семья.
Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажется искаженным, что в свою очередь, может иметь неблагоприятное воздействие на личность ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ психолого-педагогической литературы способствовал установлению связи между отношениями в семье и воспитании личности ребенка, а анализ проведенных методик практической части должен установить зависимость воспитания личности ребенка от специфики взаимодействия в семье.
Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации
Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе. Высокий уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваив ...
Возможности активизации воображения при работе над художественным
произведением
Итак, какие методы и приемы должен применять учитель на своем уроке, чтобы активизировать воображение младших школьников при работе над художественным произведением, при этом повысить качество восприятия художественного произведения? Изображаются ли в методике новые приемы и методы? Нет. Вообще во ...
Сказка как жанр художественной литературы
Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.