Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения. Кроме актуального поведения в понятие "роль" включаются такие желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку. Например, роль "матери" подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях. В эту роль входит также комплекс чувств, важнейшее из которых - любовь.
Однако "мать" - это также цели, к достижению которых она стремиться, а именно - воспитать своих детей достойными детьми. Данное понятие связано с феноменами норм и санкций. Нормы определяют, что конкретно с точки зрения группы должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овладеть различными навыками и умениями, контролировать их поведение, а в случае необходимости - наказывать.
Санкции - это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Люди могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Она же может испытывать действия внутренней санкции - угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребёнка.
Члены семьи выполняют разные роли: супруга (супруги), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свёкра, тёщи, невестки, старшего брата и пр. При этом в семье, состоящей из трёх поколений, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребёнка - сына и младшего ребёнка - дочери, зятя, тестя и тёщи). В противном случае возможно возникновение разнообразных ролевых семейных конфликтов и семейной дисфункции.
Каждой роли в отдельности и всей их системе в данной семье необходимо соответствовать определённым требованиям:
1. Они должны обладать цельностью. Если ожидания от представителей определённой роли противоречивы, появляются серьёзные трудности в её выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и, одновременно, - мужественным, независимым).
2. Совокупность ролей, которые индивид выполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только материально обеспечивать свою жену, но так же даёт ему право ожидать от неё любви, привязанности, удовлетворения сексуально - эротических потребностей.
3. Важно, чтобы выполняемые роли соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникает нервно - психическое и тревога (как следствие своей неуверенности справиться со своей ролью). Пример этого - "ребёнок, исполняющий роль родителя" в ситуации, когда из - за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходиться брать на себя родительские обязанности.
4. Система должна удовлетворять потребности не только носителя конкретной роли, но и других членов семьи. Ролевая структура, при которой отдых индивида обеспечивается за счёт непомерного труда его близких, а разрядка эмоционального напряжения достигается с помощью "вымещения на другом", легко может стать психотравмирующей.
В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична и носит альтернативный характер. Однако нередко семейные роли являются патологизирующими, и тогда в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи.
Это роли "семейного козла отпущения", "семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких", "больного члена семьи" и пр. В некоторых семьях один из членов вынужден играть социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна его родственникам.
Анализ форм организации социального воспитания подростков в микросреде
учреждения дополнительного образования
Программа изучения форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования (на примере МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»). Пояснительная записка. Данная программа предназначена для изучения форм организации социального воспитания подрос ...
Компетенция ПКД-4
Компетенция ПКД-4 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности в дошкольном образовании: «готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении». Под компетенцией ПКД-4 понимается способность обеспечивать соблюдение педа ...
Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
История исследования детей с ЗПР имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: ″отстающие в педагогическом отношении″, ″псевдонормальные″, ″запоздавшие″ и др. в отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобны ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.