Первая часть практической работы по изучению семей проводилась с помощью следующих методов:
беседа с детьми;
социальный паспорт семьи;
анкета для родителей;
рисуночный тест "Что ты думаешь о своей семье?";
кинетический рисунок семьи.
Вся система моей работы направлена на выяснение характера взаимоотношений и уровня развития личностных качеств, у ребенка младшего школьного возраста. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, то есть отражают точку зрения самих детей.
Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы: установить контакт для дальнейшего продуктивного сотрудничества, а так же получить сведения для составления социального паспорта семьи (П. А).
С целью выявления характера взаимоотношений в семье и того, как ребенок себя в ней чувствует, я проводила с детьми два рисуночных теста: "Что ты думаешь о своей семье?" (Злата Королева), и кинетический рисунок семьи.
Тест З. Королевой очень прост в применении. Для выполнения теста ребенку потребовалось: альбомный лист, простой карандаш и набор цветных карандашей. После чего давалась следующая инструкция: "Нарисуй на чистом листе бумаги прямоугольник. Добавь к нему 3 кружка так, чтобы получилась картинка (условие: кружки не должны быть внутри прямоугольника). Возьми любые цветные карандаши и раскрась свои кружки (фломастеры нельзя).
Обозначь каждый кружок либо определенным значком, либо подпиши кто это". Пояснение: "Прямоугольник - это стол; кружки - это ты и твои родители (можно нарисовать столько кружков, сколько членов семьи)".
Методика оценивается по двум основным параметрам: по месту расположения кружков и по цвету. После обработки полученных данных были выведены следующие результаты:
По расположению: из 16-ти обследуемых детей, у 14ти из них на рисунках все члены семьи, включая и их самих, изображены в виде кружков, равноудаленных друг от друга. Это говорит о том, что в их семьях, возможно, присутствует некоторое напряжение между ее членами. Ребенок видит их как отдаленных людей, ничем не связанных между собой, что является не слишком положительным знаком. Если показать это на примере, то он будет выглядеть следующим образом:
Одна из учащихся (код 13) соединила два кружка вместе и расположила их на одной грани прямоугольника (маму и папу), себя же и свою бабушку она расположила по разным сторонам прямоугольника, в некотором отдалении от объединенных кружков - это говорит о том, что в семье нет полного взаимопонимания. Есть невидимая стена недоверия или холодности.
С помощью схемы это можно представить следующим образом:
И лишь один ребенок (код 01) расположил все кружки на одной грани прямоугольника (как показано на рисунке ниже), что свидетельствует о дружеских взаимоотношениях в семье, о теплой и сердечной атмосфере.
Следующим параметром, по которому оценивались работы детей, было использование различных цветов в рисунке, благодаря чему были получены следующие результаты: у 15ти детей, из 16ти обследуемых, в рисунке преобладают теплые тона. У семи детей в рисунке использован преимущественно зеленый цвет, который говорит о нейтральности, здоровой обстановке в доме, дружелюбной атмосфере и о том, что у детей нормальные отношения, которые говорят о возможной крепкой связи в семье.
У четверых детей в рисунке преобладает синий цвет, который может выражать взволнованность; чаще встречается в семьях, где происходят какие-то события (влюбленность, что-то долгожданное, что может исполниться через некоторое время).
Один из учащихся (код 02) в своем рисунке себя и своего брата раскрасил теплыми тонами, а своих родителей - в черный и коричневый. Это может говорить о том, что у ребенка присутствует некоторый негативизм по тношению к родителям. После обработки результатов я поговорила с этим ребенком и выяснила, что его родители уже продолжительное время не живут вместе, а мама, с которой остался ребенок, не может уделять мальчику достаточно времени.
Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усили ...
Экскурсия как форма обучения
Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались ...
Творческая активность учителя
Ежедневно звонок призывает в кабинеты, мастерские, лаборатории миллионы преподавателей и мастеров трудового обучения. Вот они энергично идут по коридорам, открывается дверь в класс. и .начинается великое таинство, имя которому - педагогическое творчество. Творческий педагог необходим сейчас как ник ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.