У остальных четверых детей родители и они выделены либо одним цветом, либо цветами, которые сходны по цветовой гамме, что говорит о том, что ребенок чувствует себя при общении с ними хорошо и связан с ними общими узами. У таких семей, как правило, крепкий семейный союз. Полученные данные можно представить на графике следующим образом:
А - Напряжение в семейных взаимоотношениях
Б - В семье нет полного взаимопонимания
В - Дружеские взаимоотношения в семье
Таким образом, данная методика позволила прояснить некоторые из сторон взаимоотношений, которые присутствуют в семьях учащихся, участвовавших в данном исследовании.
Что же касается кинетического рисунка семьи, то он, в отличие от теста "Что ты думаешь о своей семье?", дает более богатую информацию о субъективной семейной ситуации и обследуемых детях.
Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста каждому ребенку потребовались: тандартный лист бумаги для рисования, простой карандаш, набор цветных карандашей и ластик.
Перед тем как дети начинали рисовать, им предлагалась следующая инструкция: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем- то заняты". На все уточняющие вопросы следовало отвечать без каких-либо указаний, например: "можешь рисовать, как хочешь". Понятие "семья" не поясняется: "нарисуй так, как ты это понимаешь".
После того как дети заканчивали рисунок, была проведена беседа по следующей схеме:
1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
2) Где работают и учатся члены семьи?
3) Как в семье распределяются домашние обязанности?
4) Каковы взаимоотношения с остальными членами семьи?
В системе количественного анализа учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или отдельных его частей, штриховка отдельных частей рисунка.
Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а так же отношение вещей и людей на рисунке. Данные, полученные по результатам рисунков детей, анализировались по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов. Исходя из количества баллов, определяется симптомокомплекс семейной ситуации.
Выделяют 5 симптомокомплексов:
1) благоприятная семейная ситуация,
2) тревожность,
3) конфликтность в семье,
4) чувство неполноценности в семейной ситуации,
5) враждебность в семейной ситуации.
Принципы применения рисунка в психологической диагностике:
1. Для детей младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста.
2. Записываются все важные обстоятельства: дата, время, освещение, степень адаптации, словесное сопровождение.
3. Психолог, работающий в области диагностики, должен быть в состоянии классифицировать рисунок с точки зрения уровня развития и необычных признаков.
4. Рисунок следует рассматривать как результат деятельности - она может (однако не должна) являться полем проекции интенсивных переживаний.
5. Рисунок никогда не следовало бы использовать в качестве единственного отправного пункта интерпретации.
Качественный анализ рисунков проводился с учетом тоже формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются: расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Рисунки детей были проанализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомокомплексов (П. Б), в результате чего получены следующие данные, представленные в таблице:
Сравнение показателей
Таблица 2.1
Код ребенка |
Симптомокомплексы | |||||
Благоприятная семейная ситуация |
Тревожность |
Конфликтность |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
Враждебность в семейной ситуации |
Предполагаемый результат | |
01 |
1 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0 |
Благоприятная семейная ситуация |
02 |
0,7 |
0,4 |
0,1 |
0 |
0,2 |
Благоприятная семенная |
ситуация, с | ||||||
признаками некоторой тревожности | ||||||
03 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0 |
Благоприятная семейная |
ситуация, с | ||||||
некоторой конфликтностью | ||||||
04 |
0,2 |
0,8 |
0,7 |
0,3 |
0 |
Неблагоприятная, конфликтная |
семейная | ||||||
ситуация,ребенок | ||||||
с высоким | ||||||
уровнем | ||||||
тревожности | ||||||
05 |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
Неблагоприятная семейная ситуация |
06 |
0,8 |
0,4 |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
Благоприятная семейная |
ситуация, но ребенок | ||||||
испытывает | ||||||
некоторую | ||||||
тревожность, | ||||||
возможно из-за | ||||||
каких-то | ||||||
конфликтов | ||||||
07 |
0,6 |
0 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
Благоприятная семейная |
ситуация, но с | ||||||
некоторой конфликтностью | ||||||
во взаимоотношениях | ||||||
08 |
0,5 |
0,3 |
0,6 |
0,3 |
0,1 |
Неблагоприятная семейная |
ситуация, высокая | ||||||
степень | ||||||
конфликтное™ | ||||||
09 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
0,2 |
0,1 |
Неблагоприятная |
семейная | ||||||
ситуация, высокая | ||||||
степень | ||||||
конфликтности | ||||||
10 |
0,7 |
0,3 |
0,5 |
0 |
0,1 |
Благоприятная |
семейная | ||||||
ситуация, но | ||||||
присутствует | ||||||
некоторая | ||||||
конфликтность | ||||||
11 |
0,8 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0 |
Благоприятная |
семейная ситуация | ||||||
12 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,1 |
0 |
Неблагоприятная, |
конфликтная | ||||||
семейная | ||||||
ситуация, ребенок | ||||||
с высоким | ||||||
уровнем | ||||||
тревожности | ||||||
13 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
Неблагоприятная |
семейная ситуация | ||||||
14 |
0,9 |
0,4 |
0,2 |
0 |
0,1 |
Благоприятная |
семейная | ||||||
ситуация, но у | ||||||
ребенка | ||||||
присутствует | ||||||
некоторая | ||||||
тревожность | ||||||
15 |
0,4 |
0,5 |
0,8 |
0,2 |
0 |
Неблагоприятная, |
конфликтная | ||||||
семейная | ||||||
ситуация, ребенок | ||||||
имеет высокую | ||||||
тревожность | ||||||
16 |
0,8 |
0,2 |
0 |
0,3 |
0,1 |
Благоприятная |
семейная ситуация |
Развитие силовых качеств школьников
Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей среднего и старшего школьного возрас ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении младших
школьников
Прежние попытки ввести регулярное обучение с помощью компьютерных программ терпели неудачу в первую очередь потому, что из-за несовершенства программных средств не удавалось получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другая важная причина – компьютер н ...
Средства математики, способствующие развитию интеллектуальных способностей
ребенка
Определения словарей, поясняющие значение слова математика романтичны. Словарь живого великорусского языка В.В. Даля: «Математика ж. - наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике; - чистая, занимается величинами отвлеченно; - прикладная, прилагает первую ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.