Для того чтобы представить более точную картину полученных данных, я разделила семьи на 3 группы и представила их графически:
1) Семьи, состояние ребенка в которых определяется как благоприятное;
2) Семьи, с неблагоприятной семейной ситуацией, в которых присутствует выраженная тревожность детей;
50
3) Семьи, где наравне с благоприятным климатом, проявляется тревожность детей.
А - Благоприятная семейная ситуация
Б - Неблагоприятная семейная ситуация
В - Благоприятная, но с некоторой тревожностью детей
Общая сумма баллов по отношению к симптомокомплексам имеет следующие данные:
симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация - 9,8;
симптомокомплекс - тревожность - 6,2;
симптомокомплекс - конфликтность - 6,6;
симптомокомплекс - чувство неполноценности в семейной ситуации - 2,6;
симптомокомплекс - враждебность в семейной ситуации - 1,2.
Для сравнения полученных результатов по итогам проведения двух рисуночных тестов я составила небольшую сравнительную таблицу:
Таблица 2.2
Код семьи | ||||||||||||||||
Х |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
У |
0 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
0 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0 |
X - значения по методике "Что ты думаешь о своей семье?" по наличию напряжения в семейных взаимоотношениях;
У - значения по кинетическому рисунку семьи о наличии неблагоприятной ситуации в семье;
1 - наличие признака;
0,5 - наличие признака, но при благоприятной атмосфере в семье;
О - отсутствие признака.
Из сравнительной таблицы видно, что результаты двух тестов практически полностью совпадают (на 80%).
Для подтверждения полученных результатов, я предложила родителям обследуемых детей ответить на вопросы анкеты, которая включала в себя 13 вопросов (П.3). На основе набранных баллов по ответам на вопросы, выводились принципы воспитания детей в данных семьях. А критерии оценки были следующие:
За ответ А - могу и всегда так поступаю - 3 балла;
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла;
В - не могу - 1 балл.
Если родители в результате ответов на вопросы получали:
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении младших
школьников
Прежние попытки ввести регулярное обучение с помощью компьютерных программ терпели неудачу в первую очередь потому, что из-за несовершенства программных средств не удавалось получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другая важная причина – компьютер н ...
Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей старшего
дошкольного возраста
Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач: Выявить уровень знаний детей о мире животных, о ...
Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в., он, в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характе ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.