Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. В современной психолого-педагогической литературе существуют различные стили семейного воспитания, но основными из них являются: авторитарный, либеральный и демократический, классификацию которых описал И.П. Подласый.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапеляционностью.
Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля.
Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном типе отношений родителей к ребенку выделяется две разновидности: "авторитет подавления" и "авторитет расстояния и чванства". Авторитет подавления - это самый страшный и дикий вид авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, "слякотных", озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.
Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо "в целях воспитания", либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - "чтобы они лучше слушались". Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. При потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью, путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности, родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего "подыгрываться" к людям.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитывать детей такими, какими являются сами.
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку.
Методические рекомендации по использованию подвижных игр в развитии
интегративного качества "физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками"
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки, ловля и т. д Увлеченные игрой дети, повторяют о ...
Преимущества сказкотерапии в воспитании
В данном параграфе курсовой работы рассмотрен опыт педагогов по использованию сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данный опыт был подобран нами из анализа статей в журналах по дошкольному воспитанию и образованию и анализа Интернет-сайтов, посвященных изучаемой тем ...
Содержание и методика формирующего этапа
опытно-экспериментального исследования
На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования мы стремились - разработать систему игр, способствующих формированию основ социализации; По результатам обследования была определена дальнейшая работа по формированию основ социального развития с помощью игровых технологий. Для этого была ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.