На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования мы стремились
- разработать систему игр, способствующих формированию основ социализации;
По результатам обследования была определена дальнейшая работа по формированию основ социального развития с помощью игровых технологий.
Для этого была разработана и спланирована система игровых упражнений по направлениям раздела Программы для детей с нарушениями слуха «Социально-бытовая ориентировка».
Примерное планирование на месяц системы игровых технологий на развитие основ социализации.
№ п/п |
Название блока |
Название игры |
Задачи |
Материал |
1. |
Взаимодействие с взрослым. |
1.Д/у «Маска» |
- Познакомить детей с несловесными средствами общения. - Показать детям, что мимика и жесты помогают выразить мысль, а иногда они способны заменить собою целые слова |
Карточки с изображением различных эмоций: радости, грусти, удивления, страха, гнева. |
2.Этюд «Оживи картинку». |
- приучать детей пользоваться при общении разнообразными жестами (указательный, запрета, отрицания, привлечения внимания и др.), мимикой, позами. |
Картинки с изображением ситуаций: «Пришла воспитательница в группу», «девочка кушает», «Мама расстроена», «Бабушка улыбается», «Папа указывает жестом – нельзя» и др. | ||
3.Д/у «Рассматривание фотографий». |
-развивать умение узнавать по внешнему виду знакомых людей; -умение подражать их мимике. |
Фотографии родственников, педагогов, обслуживающего персонала. | ||
4.С/р игра с куклой «Катя заболела». |
-привлечь ребёнка к совместной с взрослым деятельности; - учить наблюдать за действиями взрослого человека, его взглядом, мимикой в конкретной ситуации; |
Кукольная кровать, кукольное бельё, кукла, предметы – заместители: градусник, горчичники, лекарство и др. | ||
5.Д/и «Привет». |
- фиксировать внимание на лице говорящего, наблюдая за движением органов артикуляции; - выражать свои эмоции через устную звуковую речь. |
Создание ситуации: тётя Оля пришла. Привет. Настя, скажи: «Привет». | ||
6. Игра на участке детского сада «Понаблюдай за посадкой цветов». |
- побуждать детей подражать действиям взрослого, сопровождая это речью. - учить наблюдать за действиями взрослых на участке детского сада; - фиксировать внимание на их позах, мимике, жестах; - подражать языковой способности. |
Создание ситуации: педагог сажает цветы на клумбе, улыбается. Объясняет свои действия: «Сажаю. Поливаю. Красиво! Хорошо!. | ||
2. |
Общение со сверстниками. |
1.Д/и «Давай познакомимся!». |
- фиксировать внимание на других детях; - познакомить их, называя имена в устной и письменной форме (глобальное чтение); - воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам. |
Дети сидят в кругу. Воспитатель указательным жестом показывает на каждого ребёнка и произносит его имя. Показывает табличку с надписью. Предлагает детям произнести имя с помощью звуковой устной речи. |
2. Д/и «Узнай по фотографии». |
- развивать умение соотносить внешность ребёнка с его фотографией, определять его эмоциональное настроение в данный момент; - показать как можно утешить, пожалеть другого ребёнка, привлекая к этому детей. |
Создание ситуации: дети рассматривают фотографии. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей «Толя смеётся», «Мэдина плачет», «Саша грустит». | ||
3.Игра парами «Прокати машинку друг другу». |
- привлекать детей к совместным играм; - формировать доброжелательное отношение друг к другу, ориентируясь на мнение педагога. |
Дети сидят парами напротив друг друга. Им предлагается игрушка – машинка. | ||
4. С/р игра «Покорми куклу». |
- формировать положительные взаимоотношения в процессе совместной игры; - поощрять детей при любых проявлениях звуковой устной речи. |
Кукла, предметы – заместители, кукольная посуда. | ||
5.Игры-поручения. |
- привлекать внимание к другому ребёнку; - испытывать чувство радости от совместной со сверстниками деятельности. |
Создание ситуации: Алине педагог предложил порисовать. Дала ей коробку с фломастерами, бумагу. Девочка рисует педагог: «Алина, тут фломастеры! Ай, как красиво! Фломастеры тут хорошо! А тут нет (показывает на Сашу и др. детей). У Саши нет! У Насти нет! Ай-ай-ай! Что делать? | ||
3 |
Создание образа своего «Я». |
1.Игровое упражнение «Зеркало». |
- формировать умение соотносить себя со своим именем, понимать свою половую принадлежность; - поощрять эмоциональные и звуковые проявления в свой адрес. |
Зеркало. Создание ситуации: это кто? Мальчик, девочка? Как зовут мальчика, девочку? Мэдина хорошая! Толя хороший! Скажи: «Я хороший!» |
2. С/р игра «Больница». |
- фиксировать внимание ребёнка на его теле; - рассматривать вместе с ним его части тела и кукол; - подбирать и соотносить личные вещи и вещи кукол. |
Предметы – заместители: градусник, горчичники, лекарства, бинт и др.; рубашечки, штанишки, майки, ботинки детей и кукол. | ||
3.Д/и «Семейное дерево». |
- при рассматривании фотографий учить называть себя по имени, определять свою половую принадлежность, называть членов семьи. |
Картинка с изображением дерева, на нем приклеены фотографии членов семьи каждого ребёнка. | ||
4. С/р игра «Покорми куклу» (повторная). |
- развивать детскую самостоятельностьи активность, акцентируя внимание на достижениях ребёнка. |
Создание ситуации: кукла сидит за столом. | ||
5. Д/и «Я ли не удалец, я ли не молодец». |
- поддерживать инициативу ребёнка, одобрять его действия, связанные с конкретной ситуацией. - давать детям положительную оценку, выражая её в жестах, мимике с помощью глобального чтения. |
Ребёнку предлагается выполнить задания: Кто быстрее оденет ботинки, кто быстрее соберёт игрушки, кто аккуратно и быстро поел. | ||
4. |
Интеграция в социально- бытовые условия. |
1. Экскурсия «Мы идём в гости» (в логопедическую группу). |
- познакомить детей с тем, что общество состоит из разных людей, непохожих друг на друга; - активизировать общение глухих детей с детьми, имеющими нарушения речи с помощью вербальной и невербальной жестовой речи. |
Задания к детям: посмотреть, как другие дети играют. Дать поручения детям с нарушением речи: пригласить глухих детей поиграть вместе парами. Провести совместную подвижную игру «Гуси, гуси». Провести повторно игру «Прокатывание мяча друг другу», где глухие дети сидят в паре с детьми с нарушением речи. Провести совместное рисование на тему: «Моя семья». |
2. Игровая экскурсия на выставку детских работ «Мы идём в галерею». |
- приобщать глухих детей к совместной деятельности с другими детьми; - испытывать положительные эмоции от совместного взаимодействия. |
Организация выставки детских работ по рисованию на тему «Моя семья». Здесь выставлены работы детей как логопедической группы, так и группы глухих детей. |
Экскурсия как форма обучения
Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались ...
Категории мифов. Специфика кельтской мифологии
Мифы этиологические, космогонические, астральные, солярные, лунарные, календарные, теогонические, антропогонические, героические, близнечные, эсхатологические, тотемические. Особенности кельтской мифологии. Сопоставление с античными мифами. Соотнесение греческих и кельтских божеств по функциональны ...
Экспериментальное исследование изучения личности
родителя и влияние на развитие ребенка
Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка. Анализ литературы выявил, что изучению детско-родительских отношений во все времена уделяется много внимания. Прово ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.