Именно в этот период закладываются основы социальной жизни, поэтому процесс их формирования необходимо построить с учётом их интересов, индивидуальных и физических возможностей. Процесс воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников станет эффективным только в том случае, когда он будет осуществляться в интересной для них игровой форме. В современной специальной педагогике и психологии определены направления работы по социализации детей с нарушениями слуха, формы, методы их реализации, однако практические вопросы формирования у дошкольников основ социальной жизни остаются нерешенными.
Наблюдения показывают, что на практике осуществление данной проблемы базируется на интуитивном, стихийном подходе. Педагоги испытывают затруднения в проведении системы мероприятий по социализации, т.к. процесс общения у дошкольников с нарушениями слуха сильно нарушен.
Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется информацией о значительных трудностях, с которыми сталкиваются люди, имеющие недостатки слуха, в их социальной реабилитации. Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей. Затруднения возникают при понимании чувств людей, овладение нормами поведения, формирование нравственных представлений и чувств.
В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей с взрослыми и между собой. Недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребёнка о явлениях социальной жизни и своём месте в ней, слабость оперирования имеющихся представлений в реальных условиях.
Негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреждениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельности, приводит к неумению наладить сотрудничество с взрослыми и детьми.
Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.
Элемент подражания становится характерным для игр детей длительное время: они стараются точно, с подробнейшими деталями воспроизводить игры, продемонстрированные воспитателем, в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, развитию сюжета, фантазированию.
Стать полноценными участниками социальной жизни они часто затрудняются: сказывается недостаток в опыте ребёнка социальных контактов со здоровыми сверстниками.
Возможным выходом в этой ситуации является интеграция детей с ограниченными слуховыми возможностями и здоровых детей в специально-созданной среде, моделирующей общество, в котором сегодняшним детям предстоит жить, и создание ситуаций, в которых они смогут получить опыт диалогического общения со своими сверстниками.
В качестве повода к общению детей между собой выступает любая совместная деятельность, одинаково актуальная для обеих сторон. Это может быть совместное участие в спектаклях, вечерах развлечениях, и, конечно же, в игровой деятельности. Одинаковая актуальность игровой деятельности является обязательным условием совместной деятельности.
В построении таких отношений ребёнок с нарушенным слухом получает опыт социальных контактов, осваивает новые ценности, расширяет репертуар своих новых социальных ролей, научается сам использовать плоды человеческой культуры в своих целях. Присваивает существующие и творит сам новые способы коммуникации с внешним миром, где общение почему-либо для него затруднено.
В социальном воспитании можно выделить основные задачи:
- формирование взаимодействия и общения ребёнка со взрослыми;
- развитие общения ребёнка со сверстниками и формирование межличностных отношений;
- развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.
Общение детей организуется с учётом их индивидуальных интересов и особенностей.
Основу культуры общения составляет гуманное отношение человека к человеку. Дошкольники овладевают основами норм культуры общения – это вежливость, формы приветствия, благодарности, извинения, простых правил поведения в общественных местах.
Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе:
общие подходы
Как известно, школьная диагностика решает следующие задачи: анализирует процесс и результаты развития школьников (готовность к школьному образованию, темп развития психических функций); анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, н ...
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного , эстетического воспитания детей. С учетом общих требований нравс ...
Взаимосвязь алгебры и начала анализа в процессе
решения задач
Наиболее полное осуществление принципа дифференцированного подхода к каждому учащемуся реализуется в процессе решения задач. Первое и основное требование к подбору задач состоит в том, чтобы каждая из них носила творческий характер, способствовала пониманию учащимися основ теории, приобщению их к т ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.