Овладением опыта использования речевого материала происходит в практике общения.
Эффективность овладения курсом социализации во многом определяется методами работы, используемыми воспитателем.
Основными методами социального развития являются:
беседа, экскурсии, наблюдения;
дидактические игры;
просмотр кино- и диафильмов;
моделирование ситуаций, сценки – задачи, развитие сюжета по данной теме;
упражнения, тренинги и т.п.
практическая деятельность.
Специалисты отмечают, что социализация – это не только овладение культурными нормами, не только освоение социальных ролей, но и передача от родителей детям социальных ценностей.
Овладение ребёнком ценностями позволяет ему приспосабливаться к любым переменам ситуаций, действовать по собственному выбору.
Для полноценной социализации важно, чтобы ценности семьи, специализированного учреждения и общества совпадали. Этого возможно достичь при согласованном воздействии учреждения и семьи в социализации детей.
Работа с родителями – важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость.
В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:
формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнка с нарушенным слухом;
осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;
распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приёмами и методами коррекционной работы;
изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.
В работе с родителями используют как индивидуальные формы работы (беседы, задания и рекомендации, переписка, посещение на дому), так и коллективные (групповые собрания, университеты и лектории, консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, информация в уголке родителей).
В социальной реабилитации детей с нарушением слуха принимают участие различные региональные организации, оказывающие помощь детям-инвалидам. Основными задачами таких организаций являются защита прав детей с нарушениями слуха, организации помощи родителям. Распространение среди родителей информации о лечении нарушений слуха, слухопротезировании, методах воспитания и обучения детей и др.
Формирование основ социального развития у глухих детей младшего дошкольного возраста может осуществляться во всех видах деятельности : игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности.
Результаты эксперимента показали, что система игровых технологий является эффективным средством социализации. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, с помощью которого младшие дошкольники с нарушением слуха побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение,
что игровые технологии могут стать эффективным средством социализации у младших дошкольников с нарушениями слуха при соблюдении специфических условий:
- организации специального воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим;
- ознакомление с навыками неречевого жестового общения и глобального чтения по табличкам;
- включение во все виды игровой деятельности;
- интеграция знаний и умений в социальное окружение.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования игровых технологий в формировании основ социализации у глухих детей младшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение.
Положительно в опытно – экспериментальном исследовании то, что ввиду отсутствия разработанного практического материала по данной проблеме, вся система игровых технологий и диагностические задания были подобраны самостоятельно.
Можно рекомендовать шире использовать предложенные игровые технологии в системе коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Сущность социального воспитания подростков в учреждении дополнительного
образования
Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой со ...
Особенности социализации и интеграции игровой
деятельности дошкольников с нарушением слуха в общество здоровых детей
Социальное развитие ребёнка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая р ...
Общее понятие о памяти: физиологическая основа и виды памяти
В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки” (П.П. Блонский). Память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основопол ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.