Овладением опыта использования речевого материала происходит в практике общения.
Эффективность овладения курсом социализации во многом определяется методами работы, используемыми воспитателем.
Основными методами социального развития являются:
беседа, экскурсии, наблюдения;
дидактические игры;
просмотр кино- и диафильмов;
моделирование ситуаций, сценки – задачи, развитие сюжета по данной теме;
упражнения, тренинги и т.п.
практическая деятельность.
Специалисты отмечают, что социализация – это не только овладение культурными нормами, не только освоение социальных ролей, но и передача от родителей детям социальных ценностей.
Овладение ребёнком ценностями позволяет ему приспосабливаться к любым переменам ситуаций, действовать по собственному выбору.
Для полноценной социализации важно, чтобы ценности семьи, специализированного учреждения и общества совпадали. Этого возможно достичь при согласованном воздействии учреждения и семьи в социализации детей.
Работа с родителями – важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость.
В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:
формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнка с нарушенным слухом;
осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;
распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приёмами и методами коррекционной работы;
изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.
В работе с родителями используют как индивидуальные формы работы (беседы, задания и рекомендации, переписка, посещение на дому), так и коллективные (групповые собрания, университеты и лектории, консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, информация в уголке родителей).
В социальной реабилитации детей с нарушением слуха принимают участие различные региональные организации, оказывающие помощь детям-инвалидам. Основными задачами таких организаций являются защита прав детей с нарушениями слуха, организации помощи родителям. Распространение среди родителей информации о лечении нарушений слуха, слухопротезировании, методах воспитания и обучения детей и др.
Формирование основ социального развития у глухих детей младшего дошкольного возраста может осуществляться во всех видах деятельности : игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности.
Результаты эксперимента показали, что система игровых технологий является эффективным средством социализации. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, с помощью которого младшие дошкольники с нарушением слуха побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение,
что игровые технологии могут стать эффективным средством социализации у младших дошкольников с нарушениями слуха при соблюдении специфических условий:
- организации специального воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим;
- ознакомление с навыками неречевого жестового общения и глобального чтения по табличкам;
- включение во все виды игровой деятельности;
- интеграция знаний и умений в социальное окружение.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования игровых технологий в формировании основ социализации у глухих детей младшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение.
Положительно в опытно – экспериментальном исследовании то, что ввиду отсутствия разработанного практического материала по данной проблеме, вся система игровых технологий и диагностические задания были подобраны самостоятельно.
Можно рекомендовать шире использовать предложенные игровые технологии в системе коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Условия развития творческих способностей дошкольников
Исследования нашего современника Шаховальникова, которые проводились, в лаборатории института нейрофизиологии имени Сеченова показали, наличие у детей так называемых зон ожидания в коре головного мозга. Если эти зоны не загружались вовремя информацией, то начинается необратимый процесс. Точный анал ...
Практика обучения лексике у студентов языковых специальностей
Согласно некоторым исследователям, в ходе обучения лексике студент идет по пути использования различных стратегий и процессов, которые можно разделить на пять этапов, или шагов, состоящих в следующем: 1) иметь источники для нахождения новых слов, 2) добиться четкого образа (визуального или аудитивн ...
Критерии оценивания изложений и сочинений
Каждая самостоятельная работа будь то диктант, изложение, сочинение и т.д., выполненная учеником, несет определенную смысловую нагрузку, цель, значение; оценивается по-разному и имеет различные критерии оценивания. Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.