Педагогика » Разработка системы игровых мероприятий по социализации младших дошкольников, имеющих нарушения в слуховом развитии с целью наиболее эффективной социализации » Содержание и методика формирующего этапа опытно-экспериментального исследования

Содержание и методика формирующего этапа опытно-экспериментального исследования

Страница 3

Второй блок преследовал цель развития общения со сверстниками. Игры данного блока были построены таким образом, чтобы в них присутствовал момент передачи или обмена каким - то предметом. Именно процесс обмена вещью увеличивает варианты общения. Так, в дидактической игре «Прокати машинку друг другу» дети объединялись в пары, где они вынуждены проявлять устойчивые телодвижения, ведущие к успешности выполнения действий. Если действия будут выполняться правильно, то будет повышаться эмоциональное состояние обоих партнёров. Такое положительное взаимодействие будет побуждать к дальнейшему общению. Данный принцип соблюдался и в играх «Покорми куклу», играх – поручениях. Таким образом, круг партнёров глухих малышей постепенно расширялся. Имея разных партнёров, дети вынуждены вести себя по-разному. Опять же, дети, имеющие сложный диагноз (кроме глухоты имели ДЦП, моторную расторможенность, выраженное снижение интеллекта), не смогли точно и правильно совершать действия, поэтому другие дети неохотно соглашались играть с ними в паре. К ним относятся Захар, Настя, Алина, Мэдина. Для освоения и обучения данных детей потребовалось больше времени с привлечением большего количества партнёров – сверстников.

Третий блок был взят позднее других, так как понимание ребёнком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, сознание образа своего «Я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми.

В игровом упражнении «Зеркало» детям нравилось рассматривать себя. Все дети называли свои имена, показывали свои части тела. При этом со стороны педагога давалась эмоциональная положительная оценка каждому малышу. В сюжетно-ролевой игре фиксировалось внимание детей на соотнесении своих частей тела и куклы. Изучив различные близкие им эмоциональные состояния, проявление действий при этом, отражение данного состояния в устной звуковой речи, дети в привычной для их возраста игровой обстановке познавали части тела, ориентировку на нём, а затем при рассматривании куклы понимали, что их строение идентично, только в уменьшенном виде. Поэтому, дети выполняли роль родителей и их детей. Очень заботливыми родителями проявили себя: Саша, Настя, Толя. Они умело справлялись с процессом одевания и лечения куклы, правильно определяли «место болезни» у куклы, при этом испытывали сопереживание и сочувствие, выражали это в жестах, мимике и устной звуковой речи. Мэдина была не ласкова с заболевшей куклой, почти не выражала свои эмоции, а действия с куклой выполняла хаотично. Педагогам пришлось несколько раз показывать ей, как необходимо обращаться в таких ситуациях. Захар и Алина эмоционально переживали «болезнь» куклы, выражая это в звуках устной речи, но движения у них оставались неуклюжими, неточными и требовали постоянных тренировок. А вот в подобной игре «Покорми куклу» при повторном проведении, дети уже довольно быстро и самостоятельно справлялись с действиями, т.к. у них был приобретён опыт обращения и общения с куклой, как со своим партнёром. Активность детей и их инициатива поддерживалась и положительно оценивалась педагогом. Например, когда Саша жестом указал, что хочет покормить куклу, педагог с помощью глобального чтения табличек похвали: «Да, Саша, покорми! Молодец! Кукла хочет кушать!».

В дидактической игре «Я ли не удалец, я ли не молодец» особенно были активны Саша и Толя. Остальные дети, хоть и выполняли действия медленно, но выполняли их правильно в соответствии с ситуацией. Поэтому, все дети получали положительную и одобрительную оценку.

Последним этапом работы над социальным развитием младших глухих детей являлись экскурсии в младшую группу детей с нарушениями речи, которая находится в этом же здании детского сада. Для этого педагоги оговорили время и место проведения совместного проведения мероприятия. С детьми логопедической группы была проведена работа: сообщили, что к ним придут в гости глухие дети, вспомнили правила приёма гостей (позы, мимику, жесты и обращения).

Во время экскурсии глухие дети сначала вели себя стеснённо, ютились в уголке, Настя и Захар даже пытались вернуться в свою группу. В процессе наблюдения за детьми с нарушением речи, глухие малыши увидели их доброжелательное отношение к ним. Те, в свою очередь, с помощью педагога, жестов и приглашений типа: проходи, садись, давай поиграем и др., пытались наладить с ними контакт. Через некоторое время спустя, глухие дети стали проявлять свой интерес сначала к новым игрушкам, а затем и к другим детям. Приобретённый в играх опыт общения пригодился Саше, Толе, Мэдине, Захару. Эмоции по поводу новых впечатлений они проявляли возгласом. Саша пытался попросить у девочки игрушку, применяя указательный жест и просящую мимику. Удивительно, но девочка поняла его и уступила ему свою игрушку. Мэдина подсела рядом с играющими детьми, долго наблюдала за ними, а затем указала звуком и указательным жестом, что хочет с ними играть. Дети с нарушениями речи пытались понять её, но не получилось на помощь пришел педагог и объяснил намерения Мэдины. Дети согласились и приняли её в свой круг. Настя и Алина чувствовали себя «чужими» в данной ситуации. Но педагог с помощью глобального чтения и жеста привлечения внимания сказал: «Настя, иди! Смотри - играют! Весело!». Получив положительную оценку и призыв к действию, Настя застенчиво сделала первый шаг к знакомству со сверстницей из другой группы. А вот Алина повела себя грубо. Она резко отдёрнула руку, когда с ней пытался наладить контакт мальчик из логопедической группы. Такая реакция была неожиданна для педагогов, за что Алине был указан жест отрицания и запрета. При проведении рисования на тему «Моя семья» детей посадили в пары, составленные из глухого ребёнка и его сверстника из логопедической группы. Дети подсматривали друг у друга, что рисует каждый. Труднее пришлось детям, имеющим сопутствующее заболевание ДЦП. Им, конечно же, была оказана помощь со стороны педагога. Находясь на положительном и эмоциональном подъёме, все дети, кроме Алины, нарисовали красочные рисунки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Прочное усвоение знаний невозможно без целенаправленного развития мышления, одной из основных задач современного школьного обучения. В психологии мышление определяется как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, как ос ...

Исторический обзор изучения комплексных чисел в советской и российской общеобразовательной школе: программы, учебники
Рассмотрим программы средней школы по математике, учитывая объем и содержание темы «Комплексные числа» в различные периоды развития советской и российской школы. Выделим несколько этапов: I этап: 1917 – 1932г.г. II этап: 1933 – 1965г.г. III этап: 1965 – 1967г.г. IV этап: 1968 г. – по настоящее врем ...

Виды и стадии рисования
Самая ранняя стадия — стадия лишенных смысла штрихов (стадия «марания», «каракулей»). Стадию «каракулей» считают сходной с гулением ребенка, которое возникает в процессе овладения ребенком «звуковой материей», из которой формируется речь. Центральный мотив детских рисунков — человеческая фигура (пр ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru