При повторном посещении данной логопедической группы с целью рассматривания рисунков всех детей, принимающих участие в данном исследовании, глухие малыши уже свободнее чувствовали себя в другом коллективе детей. Они уже узнавали знакомые им лица сверстников, здоровались с ними, показывая мимикой и жестами, что они рады их видеть. При рассматривании рисунков узнавали свои, показывали их уже знакомым для них детям. При этом так эмоционально реагировали, что глухие дети пытались общаться с помощью устной звуковой речи. Даже Алина на этот раз проявила интерес к деятельности и с удовольствием рассматривала рисунки детей, так как своего рисунка в прошлый раз не получилось.
Таким образом, в ходе формирующего этапа исследования были использованы игровые задания и поручения, дидактические игры, этюды, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игровые экскурсии. При проведении данных мероприятий были использованы следующие методы и приёмы: например, при проведении игр «Маска», «Оживи картинку», «Понаблюдай за посадкой цветов» было использовано наблюдение; в играх «Зеркало, «Рассматривание фотографий», «Семейное дерево», «Узнай по фотографии» применялось рассматривание, в этюдах «Оживи картинку»,сюжетно-ролевых играх «Покорми куклу», в играх – поручениях было использовано моделирование различных ситуаций и развитие сюжета; кроме того, использовались практическая деятельность и показ действий, образец правильной артикуляции слов и звуков, а так же показ мимики, жестов и эмоционального состояния человека.
Для повышения интереса к данным видам деятельности применялись яркие, красочные пособия и атрибуты: карточки с изображением различных эмоциональных состояний, с изображением жизненных ситуаций; предметные
и сюжетные картинки; таблички для глобального чтения и слуховые аппараты.
Таким образом, в ходе формирующего этапа исследовательской работы был использован целый комплекс игровых мероприятий, методов и приёмов социализации младших глухих дошкольников, основным звеном, которого являются игровые технологии. Необходимо отметить важность взаимосвязи используемых игровых технологий, их интеграцию в социальную действительность, что является важным условием успешности и эффективности игровых технологий в процессе социального развития младших глухих дошкольников.
К процессу социального развития были привлечены родители детей, участвующих в исследовании. С этой целью были проведено родительское собрание на тему: «Значение игры в социальном развитии младших глухих дошкольников». Родители с интересом слушали информацию, помогающую им в воспитании своих детей. Примерный доклад на родительском собрании см. в Приложении. Родители Саши С. поделились с другими родителями опытом воспитания по данной проблеме. В завершении родителям было предложено анкетирование.
Работа с родителями не ограничилась родительским собранием. Была организована для родителей выставка рисунков детей на тему «Моя семья», тех самых рисунков, которые рисовали глухие дети во время экскурсии в логопедическую группу.
Кроме того, в родительском уголке постоянно вывешивалась информация о достижениях детей в области социального развития. А тем родителям, которые проживают далеко, посылались письма, где рассказывалось о социальном развитии их малыша.
Индивидуальную работу с родителями проводил дефектолог – сурдопедагог и психолог данного дошкольного учреждения.
Таким образом, на формирующем этапе опытно - экспериментальногоисследования были использованы разнообразные формы работы: игровая деятельность, консультирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, родительское собрание, обмен опытом, индивидуальная работа, организация выставки, переписка с родителями и др.
На данном этапе исследования мы должны определить эффективность игровых технологий в социальном развитии младших дошкольников с нарушениями слуха; сравнить результаты формирующего и констатирующего этапов исследования.
Для выявления эффективности игровых технологий была проведена повторная диагностика. На контрольном этапе использовалась методика констатирующего эксперимента с той же группой глухих детей.
При проведении повторной диагностики с детьми формирующей группы условия организации были максимально приближены к тем, которые создавались на констатирующем этапе.
Результаты контрольной повторной диагностики с детьми экспериментальной группы отображены в таблице № 2.
Поведение глухих детей при повторной диагностике значительно изменилось. Младшие дошкольники, набравшись опыта в участии подобных мероприятиях, уже не отказывались выполнять задания, предложенные им. Многие из них уже начали овладевать, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени, навыками основ социального взаимодействия.
Взаимосвязь предметов естественно-математического
цикла
Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалист ...
Особенности методики обучения рисованию
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно нарисовать, а также обыгрывание уже готовых изображений. В играх дети ...
Социальный опыт ребенка, как фактор формирования понимания
активной роли человека в обществе
Социальный опыт ребенка младшего школьного возраста, как показывают многие исследования, это - многоуровневое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Иными словами, социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, п ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.