При закреплении двигательных действий применяются подвижные игры, содержащие соревновательную деятельность, но лишь на правильность выполнения заданий. Где за технически верное выполнение движений игрок получает оговоренное количество очей. Так в игре «Мяч водящему» игрок получает очко за правильное держание мяча, исходное положение, согласованное движение ног, туловища, рук при броске большого или набивного мяча.
На этапе совершенствования игры позволяют, с одной стороны, развивать физические качества и их проявления, определяющие качество выполнения движения, а с другой, – познать закономерности и логику двигательных действий. Игры могут помочь в формировании навыков и умений выполнения действий в нестандартных и изменяющихся условиях.
На этом этапе умение выполнять двигательное действие необходимо перевести в навык. Что характеризуется свободным, быстрым рациональным выполнением движений в различных условиях. Преследуя цель довести двигательное действие до автоматизма, используются подвижные игры, содержащие выполнение действия в различных вариантах и в сочетании с другими, где это действие служит составной частью более сложных движений. На этом этапе, при хорошем владении изученными движениями широко используются игры – соревнования, где приходится выполнять двигательные действия в условиях ограничения времени и большого эмоционального напряжения. Содержанием таких игр являются эстафеты, соревнования «Кто быстрее?», «Кто больше».
Н.В. Рекутина утверждает, что использование в подвижных играх заданий содержащих последовательно нескольких изученных двигательных действий; двух двигательных действий одновременно; сочетания двигательных действий, при котором одно из них вызывало затруднение выполнения другого, дает хорошие результаты при совершенствовании техники изучаемых движений.
Способность управлять движениями при формировании двигательного действия на каждом этапе будет различной. В процессе обучения двигательным действиям посредством подвижных игр, это положение должно учитываться, и выражаться в соответствующем подборе подвижных игр на каждом из этапов обучения.
Опираясь на изученный материал, попробуем отразить процесс формирования техники легкоатлетических упражнений, на этапах закрепления и совершенствования используя подвижные игры, которые по характеру и структуре движений схожи с изучаемым упражнением, и обеспечивают решение частных образовательных задач. (Табл. 1,2,3)
Суммируя выше сказанное можно сделать выводы:
Эффекта в формировании техники легкоатлетических упражнений, можно добиться, используя подвижные игры, которые по характеру движений и нервно мышечным напряжениям были бы схожи с изучаемым двигательным действиям. При этом игра должна соответствовать логике учебного процесса.
Эти положения были использованы для формирования техники легкоатлетических упражнений у второклассников, для этого были выбраны игры элементы или целостные двигательные действия, которых соответствовали изучаемому материалу программы. Каждая игра анализировалась, и определялось ее педагогическое значение. Игры были распределены по характеру движений. Таким образом, была составлена картотека подвижных игр для формирования техники упражнений в беге, прыжках, метаниях.
Четкая формулировка задач игры помогла определить ее место в процессе обучения. При этом учитывали возможность применения на каждом этапе:
Этап разучивания, характеризуется созданием представления об изучаемом двигательном действии, здесь с успехом могут найти применения имитационные движения и игровые задания, применение игр на этом этапе исключено.
На этапе закрепления большое значение имеет формирование представления о месте данного упражнения в практической деятельности. Поэтому на ровне с другими средствами физического воспитания используются подвижные игры, при этом включаются игры - соревнования на качество выполнения изучаемого упражнения.
При совершенствовании техники выполнения упражнений изучаемое упражнение выполняется в различных вариантах и условиях, а так же в сочетании с другими движениями.
Таблица 1 Закрепление и совершенствование техники бега у учащихся вторых классов посредством подвижных игр
Виды упражнений |
Подвижные игры на этапе закрепления |
Подвижные игры на этапе совершенствования |
Разновидности передвижений в ходьбе и беге |
«Зоопарк», «Эстафета зверей», «Лягушки и цапля» |
«Конники спортсмены», «За мной», «Мы веселые ребята» |
Бег по линии и узкому коридору |
«По дорожке», «Веселые гонки» |
«Брод», «Веселые гонки» |
Бег через лучинки и по кольцам |
«По лесенке», «Через кочки, пенечки», «С кочки на кочку» |
«Электричка» |
Бег с высокого старта |
«Вызов номеров», «Салки с лентами» |
«Вызов номеров», «День и ночь», «Мы веселые ребята» |
Челночный бег |
«Перемени предмет», «Посадка картофеля» |
«Быстро возьми, быстро положи», «Бег за флажками» |
Компетенция ОК-7 – это общекультурная компетенция
«владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерны ...
Методика реализации внутри- и межпонятийных связей
Реализация внутрипонятийных связей преследует цель научить учащихся выделять существенные признаки понятия, сформировать у них умение переформулировать определения понятий через другую совокупность существенных признаков. Учащиеся должны из набора существенных признаков объекта уметь устанавливать ...
Содержание и методы обучения дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи
Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечае ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.