— во-первых, большой интерес и высокий уровень активности большинства учащихся;
— во-вторых, данная ситуация открывает возможности для неожиданного проявления индивидуальности учащихся, так как задания, формирующиеся в рамках этой ситуации, не ставят сложные цели развернутого высказывания, демонстрации владением большим количеством информации; эмоциональное возбуждение и активность «штурмовой» группы передается и обычно отмалчивающимся подросткам;
— в-третьих, качество обобщающих выводов различно, но тем не менее самые главные моменты учащиеся нащупывают в ходе совместного анализа. Обе группы определили художественную новизну импрессионизма, правда, сформулировав этот тезис по-разному: группа математиков - «Учить людей видеть мир по-новому», группа биологов - «Увидеть природу по-своему», общеобразовательная группа - «Видеть мир не так, как художники прошлого»;
- в-четвертых, ситуация «мозгового штурма» вносит особый, праздничный характер в урок, пробуждает желание узнавать больше по данной теме.
Задания ранжируются по сложности в зависимости от общего уровня эстетического сознания учащихся того или иного класса, от возраста. Нельзя ставить перед подростками слишком сложные задания, так как они быстро потеряют интерес и уверенность в своих силах. В то же время нельзя давать и слишком легкие задания, поскольку в этом случае ситуация перестает быть эвристической, теряется эффект удивления перед сделанным самостоятельно научным открытием, перед возможностями собственного разума. Если в классе дети слишком разноуровневые, то учителю необходимо делить класс на группы, предлагая им задания разной сложности.
Перед тем как поставить эвристическую задачу, педагог должен создать атмосферу необычности, важности происходящего. Для этого можно использовать различные виды переключения - музыку, световые эффекты, долгую паузу. Для игровых заданий (в данном случае они более эффективны для 7-8-х классов) можно использовать переодевание - например, группа совершающих открытие («архимеды») надевает хитоны или лавровые венки. Или это могут быть мантии и академические шапочки. Для учащихся 9-го класса ситуацию озарения можно представить как научное исследование, протекающее всего 20 минут, но его выводы не делаются от этого менее ценными. В начале урока можно привести несколько примеров научных открытий, сделанных за счет озарения (открытие резины Макинтошем, рентгеновские лучи и др.). Необходимо подчеркнуть, что озарение не может возникнуть «на голом месте». У исследователя должен быть весьма богатый опыт, обширные знания, огромное желание разрешить поставленную задачу, навыки наблюдательности и обобщения.
Таким образом, модель эвристических заданий включает: соединение элементов знакомого с новым, причем выводы об этом новом материале должны логически вытекать из обобщения старого. В ситуациях озарения очень важно использовать дидактический принцип наглядности. Кроме того, учитель в конце урока обязан еще раз подвести итог и подчеркнуть важность сделанного на нем открытия. Например, прежде чем познакомить девятиклассников с эстетической концепцией классицизма, учитель предлагает им задание, просмотрев слайды с изображением архитектурных сооружений этой эпохи, самим прийти к выводу об эстетических ориентациях классицизма. Для более продвинутой группы можно усложнить это задание, предложив назвать причины этих ориентации.
Пути и средства повышения внимания на уроках по физической культуре у детей
младшего школьного возраста
Наблюдение за детьми в свободной деятельности показывает, что успешность тех или иных действий зависит от уровня таких свойств, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение, концентрация и переключение внимания. Поэтому в младшем школьном возрасте необходима специально организованная работ ...
Комплексные занятия из нетрадиционного материала как средство развития у
детей чувств цвета
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал дол ...
Значение Локка в педагогии 18-го века
Локк оказал огромное влияние на педагогику 18-го века. Последняя идет проложенными им путями, держится его основ, питается его идеями. Психологическия идеи Локка, что душа первоначально – чистая таблица, что все содержание ея получается из опыта, из ощущений 2), легли в основу педагогических идей Р ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.