В течение учебного года дети старшей группы применяют знания, полученные на занятиях по математике, в сюжетно-дидактических играх. Когда весь программный материал пройден и закреплен в сюжетно-дидактических играх, воспитателю необходимо проверить качество усвоенных детьми математических знаний. С этой целью каждому ребенку можно предложить несколько заданий на умение определять количество предметов и их порядковое место; составлять число из единиц; устанавливать связи и отношения между числами как устно, так и с опорой на предметы; определять независимость числа предметов от их величины и пространственного расположения и т. д. При этом важно продумать характер предлагаемых заданий, включать вопросы, выясняющие главное, существенное.
Самостоятельное выполнение заданий не только на предметах, но и устно, подробные развернутые объяснения свидетельствуют об успешном усвоении детьми материала, предусмотренного программой для данного возраста.
Необходимо также выяснить, могут ли дети применять усвоенные знания и умения в новых условиях, с новыми объектами. Чтобы ответить на этот вопрос, нами была организована дидактическая игра «Цирк».
В эксперименте принимали участие дети старшей группы, в количестве 9 человек.
Цирк
Цель игры. Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.
Игровые действия. Выполнение роли зрителя, правильное решение задач, четкие ответы на вопросы ведущего.
Правила игры. По сигналу ведущего подбирать соответствующую числовую карточку, выполнять задания точно и быстро.
За каждое правильно выполненное задание участник получает фишку. По количеству фишек определяется победитель.
Материал. У каждого ребенка - конверт, в котором находятся числовые карточки.
Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель - ведущий.
Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк?
Получив согласие, ведущий обращает общее внимание на кассу, в которой кассиром работает Светлана, и предлагает всем купить билеты. Дети быстро выстраиваются друг за другом, покупают билеты и с интересом их рассматривают (на билетах красным карандашом написан номер ряда, а синим·- номер места). Все зрители проходят в красиво оформленный зал - это цирк. Оживленно разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители начинают определять по билету свое место в зале.
Задание 1 –порядковый счет
Ведущий. Все вы купили билеты, на которых красным карандашом указан номер ряда, а синим - номер места. Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале.
Когда все рассаживаются, контролер (воспитатель) проходит между рядами и проверяет билеты, т.е. выясняет, правильно ли дети нашли свои места. Спрашивает: «На котором месте ты сидишь, Коля? Как ты считал? Почему ты думаешь, что сел на седьмое место?» Тем, кто правильно нашел ряд и место, вручает фишки.
Появляется Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, друзья дорогие: и маленькие, и большие! Не один я к вам пришел, а гостей с собой привел. Не простых гостей - дрессированных зверей. Кого - я не скажу, а загадку расскажу:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Спит под крылечком,
Хвост колечком.
Кто это? Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка. Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ. Приготовились!
Из-за ширмы появляется собачка. Жучка здоровается с детьми, дети дружно и громко ей отвечают. Жучка решает задачи, дети проверяют ее.
Задание 2- количественный счет до 10
Петрушка. Жучка, дети хотят узнать, умеешь ли ты считать. Ну-ка, Жучка, сосчитай, сколько здесь кубиков. (На лесенке стоят 7 кубиков. Жучка лает 6 раз.)
Петрушка. Правильно Жучка сосчитала?
Дети. Нет! 1 кубик Жучка не сосчитала.
Петрушка. Жучка, посчитай еще раз. (Жучка опять лает 6 раз.)
Петрушка. Покажите, дети, Жучке, сколько здесь кубиков? (дети показывают карточку, на которой нарисовано 7 кружков.)
Петрушка. А сколько Жучка насчитала кубиков? Покажите карточку. (Дети показывают.)
Петрушка. Молодцы! Хорошо умеете считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить .
Сколько в комнате углов? (Ответ детей.)
Сколько ног у воробьев? (Ответ детей.)
Сколько пальцев на руках? (Ответ детей.)
Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей.)
Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка.)
Сколько в пятачке копеек? (Ответ детей.)
Молодцы! (Раздает всем фишки.)
Задание 3- сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10
Петрушка. Сейчас я буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите, какое число больше: 7 или 6? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку. (Дети показывают вначале карточку, где 7 кружков, а затем - где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, все дети правильно показали карточки, а ты ошиблась. Постарайся правильно считать, я тебе сейчас другое задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза. Дети радостно хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число больше числа 4 на 1. (Дети называют число 5 и показывают соответствующую карточку.) Какое число меньше числа 4 на 1? (Дети называют число 3 и показывают карточку.)
Характеристика детей подросткового возраста из малообеспеченной семьи
Подростковый возраст — «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Подростковый возраст называют переходным, потому что в течении этого п ...
Категории мифов. Специфика кельтской мифологии
Мифы этиологические, космогонические, астральные, солярные, лунарные, календарные, теогонические, антропогонические, героические, близнечные, эсхатологические, тотемические. Особенности кельтской мифологии. Сопоставление с античными мифами. Соотнесение греческих и кельтских божеств по функциональны ...
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношен ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.