Доцент кафедры Новосибирского государственного педагогического университета А. Дахин опирается в рассмотрении понятия компетентность на выстроенную Джоном Равеном – автором компетентностного подхода в английском образовании, модель общей компетентности, представляющую матрицу из 143 элементов, но Дахин утверждает, что такой объем делает ее применение практически невозможным. Однако если идти дедуктивным путем (от менее крупных к более крупным компетентностям), то можно выстроить иерархию – выделить несколько основных, ключевых компетенций, которые, в свою очередь, состоят из более конкретных компетентностей и, наконец, отдельных умений, знаний.
Классификацию компетентностей А. Дахин представляет следующим образом: вершину иерархии компетентностей как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентностей. В школьной образовательной практике можно выделить такие ключевые суперкомпетентности:
– математическую компетентность – уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);
– коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой) компетентность – уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;
– информационную компетентность – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
– автономизационную – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
– социальную – уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;
– продуктивную – уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
– нравственную – готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам. Компетентности – это деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация прежде всего должна быть адекватна классификации деятельностей.
Это трудовая, учебная, игровая и коммуникативная компетентности. Сюда же можно отнести:
– классификацию компетентностей по объекту, на который направлена деятельность; она дает компетентности в областях: человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа, человек – знаковая система;
– профессиональную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;
– предметную компетентность в конкретном деле (специальность);
– профильную компетентность в свете современной ориентации школы на профильное обучение.
Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общественной, в области искусства, в спорте и т.д.
Компетентности являются также знаниевыми характеристиками и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, транспорта, связи, обороны, с/х и т.д.).
Как психологическая характеристика понятие компетентности включают не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.
Поскольку основу компетентности составляют способности, то каждой из них должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская, творческая, художественная, техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.
Сообразно ступеням социального развития и статусу можно выделить:
– готовность ребенка к школе;
– компетентность выпускника;
– компетентность молодого специалиста;
– компетентность специалиста со стажем работы.
Рис. 1.1 - Схема иерархии компетентностей
Компетентность профессиональная – включает не только представление о квалификации (профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания, но также освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.
Профессиональная компетенция, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:
Характеристика отдельного ученика
В ходе педагогической практики в МОУ «Хохольский лицей», мною выбран Рацкевич Никита, ученик 9 «А» класса, 15 лет, общее физическое развитие нормальное, отклонений в состоянии здоровья нет, здоров. Условия жизни семьи благоприятные. Мама принимает активное участие в жизни и воспитании ребёнка. Семь ...
Комплекс заданий по формированию лексической компетенции
В результате исследования проблемы художественного текста как средства обучения на языковых специальностях университета автором данной дипломной работы был разработан комплекс заданий на материале книги Джерома К. Джерома «Трое в одной лодке». Данная книга была выбрана по следующим причинам: 1) Дан ...
Диагностика уровня развития восприятия национальной
хореографической культуры
Для проведения исследования нами были выбрана группа наблюдения. Выборка составила 20 человек. Это подростки, посещающая занятия танцем в Детском танцевальном коллективе при Нижегородском Центре эстетического воспитания «Калинка». Эта группа, посещающая занятия современным танцем вначале исследован ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.