Педагогика » Формирование социальной компетентности у детей с дефектами в развитии » Компетентностный подход – условие формирования личностного потенциала учащихся

Компетентностный подход – условие формирования личностного потенциала учащихся

Страница 2

В толковом слове русского языка Д.И. Ушакова компетентность определяется следующим образом: «Компетентность – и, мн. нет, ж. (книжн.) отвлеч. сущ. к компетентный К. суждения Осведомленность, авторитетность. К. в вопросах политики.

Суффикс «-ность» в русском языке означает степень овладения определенным качеством, поэтому термин «компетентность» чаще используется для обозначения определенных качеств, степени овладения ими.

Толковый словарь русского языка дает следующее определение понятию компетентный: «Компетентный, -ая, ое; – итен, итна, итно (от латин. competens – соответствующий, способный) (книжн.). 1. Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе. К. театрал. К.врач. Основанный на осведомленности, авторитетный, веский. Компетентное суждение, мнение. К. совет видного юриста. Компетентно (нареч.) судить о чем-нибудь. 2. Обладающий компетенцией, полноправный (право). Комиссия в этом вопросе не компетентна. Я сам лицо юридически компетентное.

В толковом словаре Ожегова приводится следующее определение понятиям «компетентный» и «компетенция».

Компетентный, – ая, -ое, -тен, -тна. 1. Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области (книжн.). Компетентный специалист. Компетентное суждение. 2. Обладающий компетенцией (во 2 знач.; спец.). Передать дело в компетентную инстанцию.

Компетенция, – и, ж. (книжн.) 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав. К. суда. Дело входит в чью-нибудь компетенцию.

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

Г. Селевко делает вывод, что понятие компетентность значительно шире понятий знания, умения, навыки, т.к. включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Общую компетентность человека можно представить, очевидно, как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

Компетентностный подход к определению целей школьного образования дает возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:

· Научиться учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

· Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

· Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

· Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

· Научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).

· Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

· Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Компетенция ПКНО-7
Компетенция ПКНО-7 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования: «готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками». Под данной компетенцией понимается способн ...

Специфика творческой деятельности
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем н ...

Понятие об истинном и ложном авторитете учителя
Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателя. А.С.Макаренко В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru