Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей изобразительной деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Характеристика испытуемых: в эксперименте приняли участие 30 детей 5-6 лет – воспитанники ДОУ № 3 г. Узда Минской области. Из них 15 детей с тяжелыми нарушениями речи – экспериментальная группа (ЭГ) и их 15 нормально развивающихся сверстников – контрольная группа (КГ).
Всем детям было предложено 5 заданий:
1-3 задания – рисование отдельных предметов;
4 задание – декоративное рисование;
5 задание – сюжетное рисование.
1 задание – срисовывание контура яблока.
Критерии оценки:
Умение держать простой карандаш правильно (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу – 1 балл;
Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги – 1 балл;
Навык проводить закругленные линии – 1 балл;
Умение замыкать линии в округлые формы – 1 балл;
Умение проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги – 1 балл.
2 задание – рисование цветными карандашами предмета (яблока) с натуры. На стол были выложены 3 яблока в разных ракурсах. Дошкольники могли выбрать любое из яблок в качестве образца.
Критерии оценки:
Умение держать карандаш правильно – 1 балл;
Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги – 1 балл;
Навык проводить закругленные линии – 1 балл;
Умение замыкать линии в округлые формы – 1 балл;
Умение выбрать походящий по цвету карандаш – 1 балл.
3 задание – рисование фломастерами домашнего животного (свиньи) по картинке.
Критерии оценки:
Умение держать фломастер правильно (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу – 1 балл;
Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги – 1 балл;
Навык проводить закругленные линии – 1 балл;
Умение замыкать линии в округлые формы – 1 балл;
Навык правильной остановки движения в нужной точке – 1 балл;
Ритмичность повторных однородных движений – 1 балл;
Навык произвольного изменения размаха движения – 1 балл;
Умение передавать характерный цвет – 1 балл.
4 задание – раскрасить узор красками. Детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, волны.
Критерии оценки:
Умение пользоваться кистью – 1 балл;
Умение пользоваться красками – 1 балл;
Навык проводить зигзагообразные линии, замыкать линии в угловатые формы – 1 балл;
Навык правильной остановки движения в нужной точке – 1 балл;
Умение при закрашивании рисунка двигать рукой слева направо – 1 балл.
5 задание – нарисовать лес (достаточно 3-х деревьев разных пород). Выбор средств рисования – на выбор (краски, карандаши, фломастеры).
Подготовительная работа:
дети знакомились с разными породами деревьев, находясь на экскурсии в парке;
детям показывались картинки с изображением разных пород деревьев;
экспериментатор сама рисовала разные породы деревьев;
были прочитаны сказки, где в качестве иллюстраций использовались изображения разных деревьев;
с детьми обсуждались отличительные характерные особенности разных пород деревьев;
проводились подготовительные упражнения (рисовались отдельные фрагменты разных деревьев и т.д.).
Критерии оценки:
Умение использовать линии разной интенсивности – 1 балл;
Личностные особенности родителей в воспитании
Во многих описаниях отношения и поведения родителей, скрыто или явно присутствует указание на особенности личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного элемента для ребенка. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родител ...
Содержание и методика формирующего этапа
опытно-экспериментального исследования
На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования мы стремились - разработать систему игр, способствующих формированию основ социализации; По результатам обследования была определена дальнейшая работа по формированию основ социального развития с помощью игровых технологий. Для этого была ...
Индивидуальная работа с дошкольниками с ЗПР по коррекции нарушений в
процессе развития навыков письма
Цель данного этапа исследования – проведение коррекционной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.