- применение информационных технологий и персональных ЭВМ в технологических процессах;
- формирование графической культуры путем чтения и выполнения эскизов, технических рисунков, чертежей;
- экономическое и экологическое образование учащихся;
- воспитание школьников;
- организация и охрана труда.
В основу структуры содержания учебников «Технология» положен блочно-модульный принцип построения материала. Все содержание материала составляется из логически законченных элементов – блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников. Блочно-модульное построение обеспечивает тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания для всех этапов технологической подготовки учащихся.
Структура учебников «Технология» условно составлена из четырех блоков. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1 – 4 классы), второй – период подросткового возраста (5 – 7 классы), третий – период ранней юности (8 – 9 классы), четвертый – период старшего юношеского возраста (10 – 11 классы).
Блоки содержания скомпонованы из модулей, которые базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями.
В первом блоке в виде отдельных модулей преимущественно изучаются технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, физическому, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся.
Школьники младшего возраста учатся читать и выполнять эскизы объектов труда. Изучаемому материалу придается определенная экологическая направленность. Особое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению роли труда в жизни человека и общества. Знакомятся с распространенными профессиями из ближайшего окружения школьников.
Содержание второго блока – это наиболее распространенные технологические процессы в сферах производства, сервиса, домашнего быта и содержательно-прикладного досуга. Это технологии обработки конструкционных материалов, сборки и управления техническими устройствами, методы и средства художественно-прикладной обработки материалов, технологии ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ, технологии преобразования и использования энергии, элементы машиноведения.
Школьники подросткового возраста получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения о прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности. Учащимся в соответствии с их интересами и склонностями предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий по трем направлениям: технические, сельскохозяйственные (авторами разработаны учебники «Технология» для учащихся сельских школ России), сервисные и другие.
При этом учитывается, что в период подросткового возраста происходит стремительное и бурное развитие личности, проявляющееся в стремлении к творчеству и проектированию как изначальной потребности человека. Творческая деятельность в этот период формирует центральное новообразование – абстрактно-логическое мышление, активно формируется произвольная регуляция поведения: оценка, самооценка, рефлексия. Социальная компетентность подростков проявляется в возрастающей самостоятельности, стремлении к независимости, самоутверждении. И. С. Кон считает основной линией развития подростков самопознание различных сторон самосознания, как бы «второе рождение личности». А объективная самооценка – основной показатель сформированности самосознания.
Организация проектной деятельности на примере
проекта «Строительство дачи»
Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объемом, поскольку ученику освоить весь материал за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант спаренных ...
Система использования тестов в школьном обучении истории
При составлении тестов учитывается требование стандарта к уровню подготовки учащихся основной школы. Во внимание принимались возрастающая сложность учебного материала при переходе от одной темы к другой и возрастные особенности учащихся пятых классов, которым в течение года предстояло усвоить довол ...
Периодизация возраста применительно к ролевой игре
Анализ процесса возникновения ролевой игры привел нас к одному из центральных вопросов современной детской психологии - к вопросу об историческом происхождении периодов детства и содержания психического развития в каждом из этих периодов. Полностью этот вопрос здесь рассматриваться не может, поэтом ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.