От 9 до 10 – очень высокий уровень состояния и развития функции.
Критерии оценки по шкалам:
1. Представления о себе.
В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям. По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие – отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.).
2. Социально-бытовая ориентация.
В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагаются две подшкалы: навыки самообслуживания, социально-бытовое ориентирование. Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу.
Навыки самообслуживания
Критерии наблюдения за развитием навыкам самообслуживания:
– личная гигиена;
– одевание и раздевание;
– прием пищи.
1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;
2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.
3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.
4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.
Социально-бытовое ориентирование
Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:
– знание и определение частей тела человека
– знание своего адреса и членов семьи
– знание частей помещения
– знание условий своего быта и умение в них ориентироваться
– ориентация на улице
– знание элементов и особенностей флоры и фауны – ориентация во времени (дни недели – времена года – часы)
– усвоение социальных норм и правил поведения и пр.
1-й уровень (0-2): не знание частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи.
2-й уровень (3-5): знает части тела, может показать их на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.), Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.
3-й уровень (6-8): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (поликлиника, почта пр.). достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять , может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Может самостоятельно обозначать свое имя на бумаге.
4-й уровень (9-10): социально-бытовое ориентирование в норме развития и соответствует возрасту.
3. Коммуникативность
В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость – общительность в пределах 10 баллов.
Критерии наблюдения за развитием
коммуникативность
–характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими
– способы установления контакта с данным ребенком
– стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.
0 – 2 – явная интервертированность, замкнутость, аутичность
3 – тенденция к интервертированности, крайняя избирательность в контактах
4 – 6 – биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах
7 – 8 – экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и не знакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.
9 – 10 – крайняя экстраверсия.
Таблица 2.
Результаты, полученные при проведении методики «Карта наблюдений» на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Имя ребенка |
Представления о себе |
Социально-бытовая ориентировка |
Коммуникативность | |
Самообслуживание |
Социально-бытовое ориентирование | ||||
1 |
Никита |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Миша |
2 |
2 |
3 |
8 |
3 |
Лиза |
7 |
4 |
4 |
7 |
4 |
Даша |
4 |
3 |
5 |
7 |
5 |
Андрей |
7 |
4 |
6 |
5 |
6 |
Юля |
2 |
2 |
3 |
8 |
Определение дидактики. Задачи и основы дидактики
Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах. Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. В со ...
Диагностирование обучаемости
Диагностирование обученности неотделимо от диагностирования обучаемости, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только в связи с условиями их достижения. Обучаемость – это способность учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Важнейшими компонента ...
Понятие и происхождение
игры
Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”. Большинст ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.