Анализируя данную методику, можно отметить следующее:
Никита показал низкий уровень развития по всем наблюдаемым направлениям. Это связано с отсутствием специально-направленного обучения, с отсутствием потребности к самостоятельности.
Миша и Юля показали низкий результат по трем направлениям, но высокий балл по шкале «Коммуникативность». Это связано с особенностями дефекта, наличием гиперактивности у Миши. Эму очень тяжело сосредоточиться на какой-либо деятельности, но он легко вступает в контакт, общается. Даша очень эмоциональна и общительна, но уровень социально-бытовой ориентировки и представлений о себе очень низкий.
Лиза показала более высокий уровень представлений о себе и коммуникативности. Она общительна, поддерживает диалог, показывает части тела на себе и на кукле. Но самообслуживание и социально-бытовое ориентирование находится на среднем уровне.
Даша ориентируется только относительно своего тела, не знает таких частей, как брови, ресницы, спина. Практически не владеет культурно-гигиеническими навыками. Не ориентируется в собственных вещах, мебели, посуде. Девочка легко вступает в контакт, но часто меняется настроение.
Андрей показывает части тела на себе и не кукле, самостоятельно не ест, необходима помощь взрослого, сам не умывается, не ходит не горшок, но активен в играх, рассматривает себя в зеркало, ориентируется в некоторых своих вещах. В контакт с незнакомыми взрослыми не вступает, очень избирателен в общении.
Методика «Социограмма».
Цели:
1. Выявление уровня развития навыков социальной адаптации ребенка с синдромом Дауна.
2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с умственной отсталостью.
Оборудование: бланк карты наблюдений (Приложение II), анкета теста (Приложение I), синий и красный карандаши.
Инструкция для специалиста: Бланк карты наблюдений заполняется следующим образом: если навык, соответствующий определенному вопросу, сформирован, то ячейка с номером вопроса заштриховывается полностью синим карандашом. Если навык освоен частично, то соответствующая ячейка заштриховывается частично. Если навык не сформирован, то поле остается пустым.
Рекомендации для специалиста: оценку целесообразно проводить раз в пол года, что позволяет выявлять новые сформировавшиеся навыки, которые отмечаются на бланке наблюдений красным цветом.
Благодаря удобной радиальной форме представления можно наглядно видеть уровни развития навыков.
Использование методики дает информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного развития, позволяет установить сензитивные периоды, в которые работа по адаптации ребенка может вестись более интенсивно.
Таблица 3.
Результаты, полученные при проведении методики «Социограмма» на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Имя ребенка |
Самообслуживание |
Социальная приспособленность |
1 |
Никита |
34 |
21 |
2 |
Миша |
33 |
19 |
3 |
Лиза |
37 |
23 |
4 |
Даша |
28 |
21 |
5 |
Андрей |
31,5 |
21 |
6 |
Юля |
28 |
18 |
При анализе результатов этой диагностики можно отметить, что высокий балл был получен одним ребенком. Это связано с тем, что с Лизой активно занимались дома. Она овладела навыками самообслуживания и социальной приспособленности: сама ест, одевается и раздевается, ходит на горшок, умывается, реагирует на свое отражение в зеркале, на игры и т.п.
Три ребенка показали средний результат, так как уровень самообслуживания и социальной приспособленности находится на долее низком этапе развития. Так Никита не реагирует на обращенную к нему речь, игры, самостоятельно не ест и не ходит на горшок. Миша очень возбудим и не реагирует на речь взрослого, не принимает задания, отвлекается, не обращает внимания на отражение в зеркале, самостоятельно не умывается, не одевается. Андрей показал невысокий балл по шкале «Самообслуживание»: уровень культурно-гигиенических навыков находится на низком уровне. Он самостоятельно не ест, необходима помощь взрослого, сам не умывается, не ходит не горшок. Но активен в играх, рассматривает себя в зеркало.
Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества
"физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками"
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического обучения и воспитания в ДОУ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая св ...
Активизация умственной деятельности учащихся в
процессе обучения
Разрабатывая теоретические основы обучения, К.Д. Ушинский много внимания уделяя активизации и развитию всех процессов познавательной деятельности учащихся и прежде всего высшей ее формы - мышления. К.Д. Ушинский хорошо понимал, что без активной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения ...
Диагностика результатов обучения русскому языку в начальной школе
Знания, умения и навыки по русскому языку вырабатываются на протяжении всего обучения в школе. Успешность овладения языком на каждом последующем этапе определяется во многом тем, насколько хорошо он усвоен на предыдущем этапе. Обучение русскому языку эффективно только в том случае, если между этапа ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.