На заключительном этапе исследования проводится практическое изучение, в котором проявляется воздействие специально организованной работы по формированию социальной адаптации у дошкольников с синдромом Дауна.
Цель: изучение компонентов социальной адаптации и их формирование у дошкольников с синдромом Дауна на основе разработанной коррекционно-развивающей программы.
Задачи:
1. Выявить уровень сформированности социальной адаптации у детей данной категории на начальном этапе эксперимента;
2. Организовать работу по программе формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна;
2. Провести повторную диагностику;
3. Сделать качественный анализ исследования;
4. С помощью методов математической статистики сделать количественный анализ.
Для исследования социальной адаптации используется ряд методик и специально организованное исследование. Данная система основывалась на поставленных задачах и учете специфики развития данной категории детей.
Практическая работа по изучению и формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна дошкольного возраста проводилась в Комплексном центре социальной помощи населению «Вера» г. Искитима в период с ноября 2007 года по май 2008 года.
Практическое исследование в рамках данной дипломной работы проводилось в группе детей дошкольного возраста 4-5 лет (Табл.1). Здесь были дети с синдромом Дауна, проживающие в семьях и не посещающие дошкольное учреждение. С ними не проводились занятия по социальному развитию.
Практическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. Диагностический или констатирующий.
На этом этапе мы изучили уровень сформированности компонентов социальной адаптации у детей с синдромом Дауна. Нами была сформирована экспериментальная группа в количестве 6 детей одного возраста.
2. Формирующий этап экспериментальной работы.
На этом этапе мы разработали и провели коррекционно-развивающую программу по формированию компонентов социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
3. Контрольный этап экспериментальной работы.
На этом этапе мы провели повторную диагностику уровня сформированности социальной адаптации.
4. Анализ полученных результатов.
На данном этапе мы проводим количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе практического исследования.
Таблица 1.
Список детей группы
Список детей |
Диагноз и сопутствующие заболевания |
1. Лиза П. |
с-ом Дауна, удвоение большого пальца правой руки, врожденный порок сердца (ДМЖП), миопия обоих глаз. |
2. Никита Л. |
с-ом Дауна, врожденный порок сердца, ОНР III ур. |
3. Миша Д. |
с-ом Дауна, врожденный порок сердца, ОНР III ур., миопия, гиперактивность. |
4. Юля Д. |
с-ом Дауна, гиперметропия, ОНР III ур. |
5.Дарья Г. |
с-ом Дауна, сходящееся косоглазие, ОНР III ур. |
6. Андрей В. |
с-ом Дауна, врожденный порок сердца, миопия, ОНР III ур., |
С целью определения задачи и содержание конкретного этапа формирования определенных навыков, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими. Это, в свою очередь, требует проведения определенной диагностической работы.
При диагностике уровня развития социальной адаптации детей был использован ряд методик, специально подобранных с учетом нарушений и возможностей детей.
Методика «Карта наблюдений».
В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972).
Цель: определение уровня развития социально-бытовой ориентации, представления о себе, коммуникативности.
Инструкция: эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
● Представления о себе.
● Социально-бытовая ориентация.
– сформированность навыков самообслуживания
– социально-бытовое ориентирование
● Коммуникативность
Уровни оценки по шкалам:
От 0 до 2 – низкий уровень состояния и развития функции.
От 3 до 5 – средний уровень состояния и развития функции.
От 6 до 8 – высокий уровень состояния и развития функции.
Подготовка учащихся к изучению нового материала
Учитель сообщает учащимся тему и цели урока. Для активизации познавательной деятельности учащихся учитель задает вопросы, которые подготавливают их к восприятию нового материала. Какие Вы знаете пороки древесины? (сучковатость, косослой, трещины, смоляные кармашки, червоточина) Какие Вы знаете виды ...
Мудрые мысли в старинных книгах
Вечер. За окном сумерки. А в комнате тихо, тепло. Я читаю книгу «В океане света». Звонок в дверь. Моя подруга Лера. Она зовет меня покататься с горки: «Пойдем, Даша, зря ты тратишь время на эту книгу. Я понимаю, когда ты читаешь о животных, растениях, планетах». «Ну уж, не скажи, – возражая я. – Во ...
Диагностика уровня подготовки по
литературному чтению в начальной школе
Организация контроля за уровнем обученности младших школьников по литературному чтению вызывает у педагогов определённые трудности. И хотя сама необходимость такого контроля ни у кого не вызывает сомнений, практика всё же показывает, что лишь немногие учителя осуществляют его регулярно: чаще всего ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.