После проведения диагностики на основе полученных результатов нами была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна.
Пояснительная записка
Программа основывается на закономерностях развития в дошкольном возрасте. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.
В программе отражены современные взгляды на возможности психического развития данной категории детей в процессе специально организованных коррекционно-развивающих воздействий. Она основывается на программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», а так же на «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б. Боряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой
Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми 4-5 лет с синдромом Дауна.
Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям. Она рекомендуется и для работы с отстающим в развитии ребенком в семье.
Содержание программного материала учитывает общие
принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников, а так же принципы: деятельностный, онтогенетический, единства диагностики, коррекции и развития.
Программа составлена с учетом:
– характера ведущей деятельности;
– структуры и степени выраженности нарушения;
– ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства;
– целей дошкольного воспитания.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционную направленность.
Цели и задачи
1. Коррекция недостатков социального развития;
2. Развитие навыков общения со взрослыми;
3. Развитие навыков общения со сверстниками;
4. Развитие культурно-гигиенических навыков;
5. Воспитание адекватного социального поведения.
Формы обучения: индивидуальная, подгрупповая.
Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, показ, наблюдение, демонстрация.
Основные направления работы:
1. Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе.
2. Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
3. Подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социального приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.
Требования к заданиям:
Эффективность коррекционной работы на занятиях по социальному развитию, если выполняемые детьми задания:
● активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую, моторно-двигательную сферы;
● соответствуют возможностям детей;
● активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
● позволяют формировать и закреплять коммуникативные и культурно-гигиенические навыки;
● предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
● способствуют всестороннему развитию личности ребенка;
● имеют практическое и общественное значение.
Исходя из теоретической части коррекционно-развивающей программы по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна, можно выделить три основные направления, на основе которых будут строиться занятия в течении шести месяцев:
1. Формирование навыков взаимодействия с другими людьми.
Это направление является первым этапом в работе по формированию социальной адаптации. На основе сформированных навыков взаимодействия и установленных контактов будет проводиться дальнейшая работа.
Задачи направления:
1) Сформировать у детей способность подражать действиям взрослого;
2) Сформировать умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест;
3) Сформировать умение работать по образцу и по словесной инструкции.
4) Учить детей понимать цель действия;
5) Формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию( эмоционально, словесно, действиями).
Активизация процессов внимания средствами физического воспитания
Разработанные в ходе проведения исследовательской работы занятия по физической культуре направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опо ...
Пальчики-палитра– рисование пальчиком
Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра!… Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Обучение пальчиковому рисованию идет в несколь ...
Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся
с помощью технологии кластери
В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. При использовании технологии кластери было выявлено то, что процес ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.