Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этическими ценностями; через язык он приобщается к величайшим сокровищам – русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый заряд знания. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться как с близкими, так и дальними: через слова усваиваются понятия, в формах пока строится мысль и речь. Каждый речевой длительный акт есть разрешение ситуации, т.е. акт творческий. К высказыванию применимо понятие шкалы: творческий элемент в нем тем выше, чем богаче содержанием и средствами выражения.
Язык и речь вводят человека в разнообразные творческие области, являясь средством исследовательской деятельности, науки и конструирования, средством исполнительства искусств – вокального, театрального, ораторского искусства. Язык – средство литературного творчества: поэзии, прозы, журналистики. Прежде чем речь имеет устную и письменную формы – первая предполагает импровизацию, вторая поддается редактированию, совершенствованию.
Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии – семантизация слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц, поговорок, крылатых слов.
Границы творчества трудноуловимы, ибо оно может проявиться в малом: в особом, насыщенном чувством звучании голоса; в уместной шутке, в создании юмористической ситуации; в сопереживанию литературному герою, в перевоплощении в него; в наблюдательности – способности замечать то, чего не замечают другие, сделать неожиданный вывод, обобщение.
На грани творчества находится и такое чтение, когда юный читатель как бы живет в мире книги, он верит всему, что происходит в ней; это наивно-реалистическое восприятие прочитанного.
Компоненты системы:
1) предпосылки и зародыши творчества, которыми насыщается учебно-познавательный процесс (ему соответствуют разделы: мы играем; мы читаем; мы сочиняем). Мало заметные, трудноуловимые моменты творчества как раз и составляют основу креативности личности; творчество не всегда публично. Человек нуждается в минутах и часах одиночества, ему нужно побыть наедине с самим собой, помечтать, пофантазировать, проникнуться чувством единства с природой, послушать разговоры птиц. В системе творческого развития должны быть созданы условия для таких минут и часов.
Школьник не должен чувствовать себя постоянно исполнителем чужой воли, это подавляет творчество. Ученик не должен чувствовать себя «ведомым» в процессе познания. Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе. Также важно, чтобы сам себя он, ученик, осознавал как субъекта познавательной деятельности, а не как «ответчика», озабоченного тем, как правильно угадать, чего ждет от него учитель. Даже если его самостоятельность – иллюзия.
2) Мы исследуем, мы изобретаем, мы конструируем – предполагается интеллектуальное, научное творчество детей, решение СТЗ разной степени трудности и творческого вклада. При этом путь познания является творческим лишь для ученика – субъекта познавательного процесса, но элемент творчества постепенно возрастает.
Требования к преподаванию истории в шестом классе и типы уроков
Основной формой организации учебно-воспитательной работы по истории в школе является урок. На уроке проводится разнообразная работа учителя по обучению, воспитанию и развитию познавательных способностей, умений и навыков учащихся. Каждый урок это звено единой цепи (системы) уроков по теме и курсу и ...
Роль семьи в физическом воспитании детей
Задачи воспитания могут успешно решаться только при условии совместной работы школы и семьи. Воспитание детей — это не личное дело родителей, это их гражданский долг. Обществу не безразлично, какими вырастут дети: здоровыми, сильными, трудолюбивыми гражданами или людьми с ослабленным здоровьем, с н ...
Обработка горячими инструментами
Обработку горячими инструментами, т.е. все операции по приданию законченной формы называют одним словом – гофрировка. Гофрировка лепестков является наиболее трудной и требующий большого внимания операцией в изготовлении цветов. Освоение ее дается постепенно, по мере накопления опыта. Прежде всего, ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.