Четыре этапа развития способностей
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.
1. Первый этап – игровой
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.
Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
2. Второй этап – индивидуальность
Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.
На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются а жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.
Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.
Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
3. Третий – этап роста
Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.
4. Четвертый – этап мастерства
На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигают таких высот единицы.
Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Вывод:
· На первом этапе ребенок тянется за родителями;
· На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;
· На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.
Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, умение жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.
Трудности семейного воспитания
Великая, ничем не заменимая сила семейного воспитания есть любовь родителей к детям. При уходе за детьми, при их выращивании, при заботах об их правильном умственном и нравственном развитии требуется так много хлопот, внимательности и отчасти пожертвования личными интересами и удобствами, что их мо ...
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике склонности
к воровству
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблемы делинквентного поведения детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в пове ...
Методические рекомендации
При изучении математики в ДОУ педагоги – воспитатели должны ставить перед собой следующие задачи: 1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2) Увеличение объема внимания и памяти. 3) Формирование мыслительных операций (анализа, ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.