Работа с учебником - сложное интеллектуальное умение, включающее в себя понимание текста и запоминание его смыслового содержания, которое происходит в результате активного преобразования текста с помощью определенных приемов: представления прочитанного в наглядно-образной форме, классификации и отбора материала, выделения основного содержания текста, перекомпоновки материала, добавления недостающих логических звеньев, составления плана.
В результате проделанной мыслительной работы во время составления кластера, происходит непроизвольное запоминание материала. На следующем этапе включается произвольное запоминание с применением мнемических приемов, среди которых наиболее распространенными являются выделение смысловых опорных пунктов, использование плана, наводящих вопросов для составления кластера и т.д.
Оказалось, что таким обобщенным умением владеют лишь единицы учащихся (стихийно такое умение формируется крайне редко). Основным способом работы школьников при подготовке домашних заданий является чтение и пересказ, иногда многократные, т.е. большинство учащихся проводит лишь самую поверхностную смысловую обработку материала, что и лежит в основе низкой эффективности его усвоения. Особенно это касается слабых школьников, которых объединяет отсутствие всякой смысловой обработки текста, приводящей к непониманию или к дословному его запоминанию и воспроизведению. От этого их знания бессистемны, поверхностны, они не могут дать краткий пересказ, и у них вызывает затруднение любой вопрос, требующий анализа прочитанного.
Таким образом, школьников нужно целенаправленно и систематически обучать приемам работы с учебным материалом, и это продолжает оставаться в высшей степени актуальным для практики школы. Одним из эффективных приёмов и является методика применения кластеров. Ученики изучает тему, перерабатывают её и вносят её в кластер.
Необходимым условием полноценного усвоения знаний является опора на активную мыслительную деятельность учащихся, направленную на переработку усваиваемого материала. С этой целью в психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. Они весьма разнообразны и затрагивают разные стороны организации деятельности учеников на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов, как это делают лучшие учителя, создает условия для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания.
Рассмотрим некоторые приемы активизации мыслительной деятельности учащихся и дадим краткую психологическую характеристику их роли в обеспечении прочности знаний.
В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими учебных знаний весьма эффективно использование приема сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти.
Сравнение является не только основным условием продуктивности мыслительных процессов, но и условием осуществления полноценных аналитических и синтетических умственных операций.
Оно представляет собой умственную деятельность, в процессе которой происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным вещам и явлениям, и на основе этого их обобщение, подведение под понятие, т.е. сравнение, выступает как обязательное условие всякой абстракции и всякого обобщения.
Умственная операция сравнения, позволяющая устанавливать признаки сходства и различия между предметами, явлениями, процессами, законами, глубоко влияет на мыслительную деятельность учащихся, на развитие их познавательных способностей. Учащиеся, не осознающие этой мыслительной операции, допускают много ошибок, приводят недостаточное число признаков сходства и различия сравниваемых объектов, не умеют выделять существенные признаки объектов, относят к существенным несущественные признаки или другие свойства объектов, перечисляют признаки, не сравнивая их друг с другом.
В этих случаях нарушается последовательность в выявлении сходства и различия, бессистемно подвергаются сравнению те или иные признаки без всякой связи друг с другом. Нередко вместо признаков сходства и различия даются определения понятий, указываются признаки, не имеющие самостоятельного значения, вытекающие из других. Учащиеся не всегда могут обобщать материал, выбирать основания для сравнения, а сравнивают, исходя из выделенных признаков объектов.
Джон Локк
Д. Локк родился в Англии, в семье ученого свободомыслящего правоведа. Сначала учился в Вестминстерской (средней) школе, а потом в Оксфордском уни-верситете, где царившая еще схоластическая учеба создала в нем сильное нерасположение к школьному образованию. Он чувство-вал интерес только к точному и ...
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и методика его
применения в коррекционной школе
В 60-е гг. XX века был создан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Этот метод (по сравнению с ранее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.), как уже говорилось ранее, наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русског ...
Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками"
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на предста ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.