Психологические исследования показывают, что смешение учащимися понятий и правил, сходных по своим несущественным признакам, возникают в тех случаях, когда их различие не делается предметом осознания учащихся. При изучении влияния сходства заучиваемых материалов на их усвоение было показано, что сходство в заучиваемом материале оказывает как положительное, так и отрицательное действие на продуктивность запоминания. Это зависит от той деятельности, которую заучивающий осуществляет в процессе запоминания.
Важнейшую роль играет осознание сходства и различия в материале, сопоставление друг с другом как сходных, так и различающихся между собой частей (положительная роль перемежающегося противопоставления, по И.П. Павлову).
Наибольшие затруднения в запоминании сходного материала представляют те его части, которые обнаруживают лишь некоторое частичное сходство между собой, т.е. содержат в себе и нечто различное, что и должно быть четко осознано и противопоставлено друг другу, для того чтобы можно было избежать смешивания одного материала с другим, подмены их друг другом, путаницы, мешающей правильному запоминанию. Там, где сам материал не стимулирует такого сопоставления, оно должно вызываться и направляться специальной задачей, которую надо ставить перед тем, кто заучивает сходные материалы.
Это положение имеет существенное практическое значение, так как оно указывает на необходимость специальной организации деятельности учащихся в тех случаях, когда материалы сами не побуждают к осознанию в них сходства и различия. Одной группе школьников было задано выучить характеристику нескольких географических зон по учебнику. Учеников другой группы просили сопоставить эти зоны друг с другом, запоминания в этом случае не требовалось. Также сопоставленный материал схематично отображался в кластере. Проверка знаний на другой день показала, что ученики второй группы запомнили материал лучше, чем ученики первой группы.
Из этого следует, что, когда учитель пользуется приемом сравнения, он должен стремиться к тому, чтобы сделать сравнение максимально трудным. Если учащимся предлагается найти сходство, то хорошо подобрать такие предметы и явления, которые были бы максимально различными. Если же нужно найти различия, то следует подбирать, насколько это возможно, максимально сходные объекты и явления. Это обеспечит более глубокое и прочное запоминание сравниваемого материала, чем решение более легких задач.
Для эффективного усвоения и запоминания материала в школьной практике широко используется такой прием активизации познавательной деятельности учащихся, как наглядность и иллюстративность кластера: рассказ-беседа по кластеру, по схеме кластера, показ слайдов и т.д.
Однако сама по себе наглядность еще не обусловливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. А при составлении кластера как раз и происходит связь учебного материала с наглядным его отображением. Значительную роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения учителя. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей и т.д.
Знания, извлекаемые учениками из наглядного объекта в процессе наблюдения под руководством учителя, представления учащихся об объекте формируются более дифференцирование, более точно в сознании учащихся репрезентировано соотношение между отдельными признаками и свойствами воспринимаемого объекта, лучше запоминается учебный материал, чем в том случае, когда наглядные средства служат лишь подтверждением или конкретизацией словесных сообщений учителя.
Работа в классе должна проводиться так, что обеспечивалась глубокая, многоплановая сравнительная обработка текста и наглядного материала путем осуществления сложной аналитико-синтетической деятельности.
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике склонности
к воровству
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблемы делинквентного поведения детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в пове ...
Горн
С чего начинается утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки пионерского горна, играющего сигнал подъема. Горн (немецкое слово Horn означает рог) - родоначальник всех медных духовых инструментов. В оркестрах его сейчас не употребляют, так как играть на нем можно лишь са ...
Основные направления в работе специалистов с семьей
По В.В. Ткачевой это следующие направления: Гармонизация семейных взаимоотношений. Коррекция психологического состояния матери. Коррекция детско-родительских отношений. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических). Обучение матери специальным коррекционным ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.