Опытно - экспериментальная работа проводилась в марте 2010 г.
Цель:
выявить уровень социально - педагогической работы с детьми - подростками из малообеспеченных семей.
Задачи:
1) выявить, насколько учитываются в социально-педагогической работе детьми - подростками из малообеспеченных семей особенности подросткового возраста;
2) выявить, насколько социально - педагогическая деятельность способствует удовлетворению насущных потребностей малообеспеченных семей;
3) выявить уровень сотрудничества школы с представителями социума.
Методы:
- изучение социального паспорта школы;
- наблюдение;
- беседа с социальным педагогом; с членами семьи. В нашем исследовании мы использовали методы наблюдения и беседы в ходе патронажа семьи.
Беседа также использовалась для выявления уровня компетентности социального педагога. Вопросы для беседы с социальным педагогом;
- интервью с директором школы. Мы провели интервью с директором школы;
- анкетирование педагогов. Мы провели анонимное письменное закрытое анкетирование педагогов школы. Образец анкеты см. в Приложении №4. В анкетировании принимали участие 36 педагогов.;
- патронаж семей. Нами был предпринят патронаж 5 семей с диагностическими целями;
- тестирование детей и родителей.
Мы использовали тест - опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка.
Результаты констатирующего эксперимента
1. Изучение социального паспорта школы показало, что дети подросткового возраста - это примерно половина всех учащихся школы. Среди них больше половины проживает в малообеспеченных семьях. Не все малообеспеченные семьи являются неблагополучными. Подростки из некоторых малообеспеченных семей вместе с родителями активно участвуют в жизни школы и посёлка, хорошо учатся побеждают в районных олимпиадах, занимаются творчеством, спортом, мечтают о будущем, готовятся к нему, выбирают профессию. Но таких подростков из малообеспеченных семей всего 11%.
Большинство подростков из малообеспеченных семей проживают в семьях группы риска или в неблагополучных семьях. Все семьи группы риска или неблагополучные - это малообеспеченные.
В семьях группы риска (неполных, имеющих безработных родителей) не все подростки являются трудными. 45% детей из таких семей являются вполне успешными. Однако остальные подростки характеризуются школьной или социальной дезадаптацией. Около 31 % из них не успевают в школе, пропускают занятия, не хотят учится. Однако эти дети не стремятся вести асоциальный образ жизни, они посещают секции, кружки, участвуют в общественной жизни. Остальные 24 % детей не только не хотят учится, но и характеризуются девиантным поведением: употребляют спиртное, вступают в ранние половые связи; около 2% из них совершали правонарушения находятся на учёте в ИПН.
Компетенция ПКПП-2
Компетенция ПКПП-2 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-разв ...
Особенности деятельности дошкольника
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игру называют «королевой детства» (Д.Б.Эльконин). При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребёнка. Игра — средство многостороннее: это самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности; это ср ...
Задачи курса истории древнего мира в школе
Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Определяя цель обучения истории в 6 классе автор данной работы исходит: - из общих задач школы по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности; - из задач историче ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.