На земле тысячи профессий. Каждая из них включает в себя множество специальностей, которые отражают исторический процесс общественного разделения труда. И каждая профессиональная деятельность подчиняется ряду правил, принципов, норм, каждая имеет специфическую организацию, которая выражается в структурной взаимосвязи элементов, составляющих эту деятельность.
Высокая значимость категории деятельности в отечественной психологии отмечалась практически всеми исследователями, занимавшимися данной проблемой. Так, очень часто: можно встретить утверждения, которые характеризуют деятельность как "категорию, имеющую важнейшее значение".
Однако, несмотря на то, что категория деятельности занимает "важнейшее место" в психологии до сих пор не существует однозначного определения этого понятия – в основном, различные авторы при формулировании определения деятельности "отталкиваются" от различных оснований, в качестве которых выступают: 1) аспект взаимосвязи; 2) аспект функциональности; 3) аспект отношения.
Сторонники первого подхода определяют деятельность через взаимосвязь, как "мостик" между человеком и окружающим его миром. Так, К.К. Платонов (1986) полагает, что деятельность - это такая форма взаимосвязи человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель.
Сторонники второго подхода определяли деятельность посредством обозначения ее функций. Так, П.А. Рудик (1973) в качестве основной функции деятельности рассматривает удовлетворение потребностей человека.
Наиболее популярным является формулирование деятельности через категорию "отношения". Сторонники этого подхода рассматривают деятельность, как форму активного отношения субъекта деятельности к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и как процесс реализации жизненных отношений субъекта в предметном мире, источник саморазвития субъекта.
В принципе, все эти подходы не противоречат друг другу, они просто акцентируются на каком-то одном моменте и выделяют два-три сущностных свойства деятельности.
А.Н. Николаев (2002) в попытке обобщить "все определения и свойства деятельности" дал следующее определение: "деятельность – это сознательная, целесообразная, предметная и продуктивная активность человека, в которой выражается его отношение к окружающей действительности и которая направлена на удовлетворение его потребностей". Исходя из этого определения, к числу основных характеристик деятельности относятся:
Сознательность;
Целесообразность, включающая в себя постановку цели и продуманное ее выполнение;
Активность, т.е. такое отношение к окружающему миру, которое способствует его изменению.
На наш взгляд данное определение является наиболее точным и полным.
Для того чтобы детально изучить профессиональную деятельность необходимо рассмотреть психологическую структуру деятельности, т.е. ее строение.
В настоящее время не существует единства во мнениях относительно структуры профессиональной деятельности. У каждого исследователя есть своя точка зрения относительно компонентного состава.
Например, В.Д. Шадриков (1996) выделяет мотивы, цели, программы, информационную основу деятельности, принятие решений, подсистему деятельностно - важных качеств.
Л.И. Анцыферова (1998) выделяет следующие компоненты деятельности: цель, предмет деятельности, приемы, орудия труда, инструменты, средства воздействия на предмет, умения и навыки, условия деятельности, результат.
Развитие скоростных качеств школьников
Быстрота — это комплекс функциональных свойств человека, по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Скрытое время двигательной реакции в движении кисти уже в 9—11-летнем возрасте становится близким к показателям взрослых. К 13—14 годам школь ...
Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но пров ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности
жизни у детей старшего дошкольного возраста
В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшей группы МДОУ №29. Для проведения экспериментальной работы было отобрано 12 детей, приблизительно одного уровня развития: Алёша Т. 5 лет 8 месяцев Ваня Б. 5 лет 10 месяцев Влад М. 5 лет 9 месяцев Даня Н ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.