(7)
Знаки плюс и минус говорят о том, что движение может быть ускоренным и замедленным.
Мы с вами, для простоты будем использовать ситуацию, в которой ускорение является величиной постоянной, следовательно движение, в нашем случае может быть равноускоренным, или равнозамедленным.
Для закрепления материала предлагается решить следующие задачи:
Поезд начинает тормозить. Как направленно его ускорение? Скорость?
Ускорение тела равно -2 м/с2. Что это означает?
За 3 с скорость шарика возросла с 2 м/с до 5 м/с. Определите ускорение шарика.
Лекция 3. Движение по окружности
Цель: ученик должен уметь решать задачи связанные с движением тел по окружности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательная задача: ввести понятие центростремительного ускорения
Воспитательная задача: гуманизация физики через объяснение физических понятий на основе повседневной жизни учеников;
Развивающая задача: развитие логического мышления через построение причинно-следственных цепочек, а также через формирование целостной физической картины мира на основе внутрипредметных связей.
План
Организационный момент – 2 мин.
Изучение нового материала – 40 мин.
Подведение итогов – 3 мин.
Для подготовки к изучению нового материала предлагается рассмотреть несколько задач:
По какой траектории полетит камень, вращающийся на нити, если нить внезапно обрезать?
Автомобиль движется по криволинейной траектории с постоянной по модулю скоростью. Можно ли утверждать, что его ускорение в этом случае равно нулю?
Задача механики, состоящая в том, чтобы по известному начальному положению и скорости найти положение тела в любой момент времени, должна быть решена и для криволинейного движения. Но для этого надо знать, как изменяются со временем основные характеристики движения: перемещение, скорость, ускорение.
При криволинейном движении направление вектора скорости изменяется от точки к точке, и если говорят о скорости криволинейного движения, то под этим понимают мгновенную скорость. Возникает вопрос, что следует понимать под мгновенной скоростью криволинейного движения, и как она направлена. Под мгновенной скоростью понимают предел отношения пути ко времени, а направлена она по касательной к траектории движения. Это можно доказать простыми жизненными примерами: движение искр, отрывающихся от точильного камня; движение по окружности шарика, привязанного к нити: если отпустить нить, то шарик полетит по направлению скорости, которую он имел в последний момент перед тем, как была отпущена нить. Далее учащимся говорим о том, что если при криволинейном движении численное значение скорости не изменяется, то положение движущейся точки на заданной траектории в любой момент времени можно легко определить, умножив скорость на время движения.
При движении по окружности тело совершает некоторый поворот за определённый промежуток времени. В этом случае выполняется следующее соотношение:
(1)
Данная величина называется угол поворота. Здесь l – перемещение тела, r – радиус окружности. При этом, скорость изменения угла поворота можно вычислить следующим образом:
(2)
Данная величина называется угловой скоростью. В этом случае, связь между линейной и угловой скоростью, а также ускорение при движении по окружности будет выглядеть следующим образом. [формулы предлагается вывести ученикам самостоятельно, а также определить направление ускорения]
Для закрепления материала предлагается решить ряд задач из ниже представленных.
Задача 1. Минутная стрелка в 3 раза длиннее секундной Найти отношение линейных скоростей концов стрелок
Задача 2. Число зубьев одной из шестерен зубчатой передачи 18, а второй 90. Определить угловую скорость второй шестерни, если первая совершает 3000 об/мин
Задача 3. Линейная скорость точек окружности вращающегося диска 3 м/с, а точек, находящихся на 0,1 м ближе к оси вращения, 2 м/с . Сколько оборотов делает диск в минуту?
Лекция 4. Обобщение материала
Кинематика – это раздел механики, изучающий движение тел без силового воздействия.
В кинематике изучается механическое движение, но не рассматриваются причины этого движения. Тело, размерами которого можно пренебречь при изучении данного механического движения, называется материальной точкой. Кинематика решает основную задачу механики для трёх случаев: равномерного движения, равнопеременного движения, движения по окружности.
Характеристика отдельного ученика
В ходе педагогической практики в МОУ «Хохольский лицей», мною выбран Рацкевич Никита, ученик 9 «А» класса, 15 лет, общее физическое развитие нормальное, отклонений в состоянии здоровья нет, здоров. Условия жизни семьи благоприятные. Мама принимает активное участие в жизни и воспитании ребёнка. Семь ...
Базовая модель технологии кластери
В основе технологии кластери лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке географии обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать уст ...
Способы, уровни, принципы и пути познавательной активности
при использовании технологии кластери
Уровни познавательной активности при использовании технологии кластери. Первый уровень в данной технологии - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивост ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.