Рассказав сказку, мать заметила, что Санкай загрустил, стал пропадать в тайге, искал паучка.
- Мой сын! Я тебе рассказала сказку. Но если ты возьмешь из моих длинных кос несколько волосков и протянешь по еловой доске, ты услышишь чудесные звуки, ты услышишь песню паучка.
Вскоре люди узнали о чуде – чатхане и певце. Они стали приходить из дальних и ближних аалов к юрте Тардан и просили:
- Санкай, выходи к нам с чатханом!
Вышел Санкай к людям и запел. И люди услышали удивительно нежные звуки чатхана. Волосы матери стали золотыми струнами. Сердце Санкая переполнилось радостью от того, что его песни нравятся народу. Люди стали толпами приходить к юрте Тардан. После, ночью, мечтали и вздыхали о другой, светлой жизни. Девушки подолгу не могли уснуть, нравился им красивый, смелый Санкай!
Время шло… Санкай постарел. Давно не стало матери Тардан… Но песни отца подхватили сыновья, а потом их стали петь внуки Санкая…
И по сей день на земле хакасской народа с любовью слушает чарующие звуки чатхана.
Далее – педагог задает вопросы ребятам о том, понравилась ди сказка.
- А теперь, дорогие ребята, прослушайте запись игры на чатхане и представьте картины, которыми можно описать это звучание. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и вслушайтесь в чарующие звуки чатхана.
Прослушивание аудиозаписи.
- Что вы представили во время прослушивания мелодии чатхана? Дети отвечают: (Шум тайги, звон ручейков, топот копыт лошадей, пение птиц).
Богатство духовного мира хакасов отразилось в устном народном творчестве. Наиболее распространенным и почитаемым жанром фольклора являются богатырские сказания, которые имеют сказочный стиль и, вместе с тем, сохраняют архаичность языка. Их исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов в течение длинных зимних ночей. Некоторые сказания были настолько большими, что затягивались на несколько недель. Если сказитель спутает слова или не закончит исполнение, то существовало поверье о том, что век его укоротится. Смысл этого обычая заключался в заботе о сохранении своего наследия. Многие хакасские сказки и легенды заканчиваются словами: “В народе говорят…” и та или иная пословица, которая раскрывает смысл сказки.
В пословицах и поговорках хакасского народа отразилось философское видение мира, жизни, взаимоотношения между людьми.
Я вам подготовила пословицы. Давайте постараемся к этим пословицам подобрать похожие по смыслу русские пословицы.
Грамотный человек подобен солнцу, неграмотный человек подобен темной ночи (хакасская). Ученье – свет, а не ученье – тьма (русская).
Работа, сделанная вовремя, полезной бывает. Делу время – потехе час.
Труд кормит, а лень портит. Счастье и труд рядом живут.
- Наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали? А в вашей душе сегодня зазвучала Хакасия? Можно ли сказать, что мудрые слова сказителей проникают в души слушателей?
- А теперь закончим урок ритуалом, который дошел до нас из глубины веков. Дерево у хакасского народа это святое понятие. Хакасский народ совершает обряд Благодарения Березе. В День Земли они просят у богов урожая, благополучия, здоровья и привязывают к березе разноцветные лоскутки. Я вам предлагаю поучаствовать в ритуале, загадать желание и повязать ленточки («чалама») на священную березу. Для того чтобы все ваши желания исполнились, необходимо произнести заклинание хором.
- Повторяйте все вместе: - Улуг мананыс ползын (3 раза). Это вы пожелали всем и друг другу успеха в исполнении желания.
Детям выдаются заранее приготовленные ленточки разных цветов.
Дети повязывают ленточки на веточки дерева. Звучит музыка.
На констатирующем этапе исследования детям были заданы следующие вопросы: фамилия, имя, возраст, пол; национальность родителей; с какими национальными праздниками и обычаями, традициями ты встречался; какие сказки, герои сказок тебе знакомы?
Виды заданий на развитие творчского мышления
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позвол ...
Межпредметность –
современный принцип обучения
Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования - результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономи ...
Сущность профессионально-педагогической культуры
В последнее время в педагогике появилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности, появилось два основных направления исследования культуры. Первое направление -культура общества. Представители этого направления В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян основное внимание удел ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.