Наиболее благоприятные возможности для развития быстроты имеются у детей и юношей, исключая ранний детский возраст. Эти возрастные категории характерны высокой пластичностью, большой подвижностью нервных процессов, легкостью образования и перестройкой условно-рефлекторных отношений. В развитии быстроты особенно эффективны соревновательные средства.
Выносливость.
Биологические механизмы, определяющие выносливость, всецело зависят от форм ее проявления.
В наиболее общем виде она зависит:
от капилляризации и плотности митохондрий в мышцах (окислительного потенциала мышц);
силы мышц и связанными с ней запасами энергетических субстратов;
скорости удаления продуктов метаболизма из мышц;
совершенства механизмов обеспечения мышц (кислородом, субстратами, гормонами);
эффективности/экономичности техники движений.
При статическом удержании груза или противодействии сопротивлению выносливость зависит от силы и массы мышц.
В циклических упражнениях спринтерского характера (длительностью 10-40 с) выносливость определяется:
запасами фосфагенов (АТФ и КрФ), которые, в свою очередь, зависят от силы мышц;
окислительным потенциалом мышц, связанным с их капилляризацией и плотностью митохондрий;
скоростью расслабления мышц, определяемых окислительным потенциалом мышц;
эффективностью техники движений.
В циклических упражнениях длительностью 40 - 180 с выносливость определяется:
запасами фосфагенов (АТФ и КрФ);
окислительным потенциалом мышц;
скоростью удаления кислых продуктов метаболизма из мышц, определяемых капилляризацией быстрых мышечных волокон мышц;
силой медленных мышечных волокон мышц;
эффективностью техники движений.
В циклических упражнениях длительностью 3 - 30 мин, а также в игровых видах спорта и большинстве единоборств выносливость определяется:
окислительным потенциалом мышц;
мощностью и экономичностью систем доставки кислорода к мышцам, т.е. производительностью сердечно-сосудистой системы;
запасами гликогена в мышцах и печени;
силой медленных мышечных волокон мышц;
экономичностью техники движений.
Применительно к выносливости, так же, как к силовым способностям, справедливо понятие специфичности. Другими словами, выносливость определяется тренированностью тех мышц, которые выполняют данное физическое упражнение, и совершенством механизмов обеспечения работы именно этих мышц. В данном контексте понятие "общей выносливости" теряет свой смысл, так как перенос выносливости даже с одного циклического упражнения на другой крайне невелик. Например, известно, что тренировки в плавании ухудшают результаты в беге, гребля на байдарках бесполезна для велосипеда, а круговая тренировка с отягощениями может быть и очень полезна, и очень вредна для любого вида циклических упражнений, несмотря на то, что все перечисленные виды упражнений эффективно увеличивают максимальное потребление кислорода у. человека.
В то же время упражнения, которые, как считается, улучшают "общую выносливость", полезны и необходимы как средство улучшения здоровья, активного отдыха, повышения неспецифических адаптационных возможностей организма через улучшение состояния нейроэндокринной и иммунной систем, систем терморегуляции и водно-солевого обмена и т.п.
Наиболее типичным видом тренировки выносливости является аэробная тренировка.
Аэробная тренировка - это целенаправленное применение широкого класса циклических (бег, плавание, лыжи и т.п.) и ациклических (спортивные игры, круговая тренировка и т.п.) упражнений, в которых мышцы нормально снабжаются кислородом и энергообеспечение производится в большей мере за счет энергии, вырабатываемой аэробным путем. Обязательным условием отнесения того или иного упражнения к понятию "аэробная тренировка" является получение эффекта увеличения аэробной Производительности в том или ином виде физической работы. Так как, например, упражнения, выполняемые в аэробных условиях работы мышц, но кратковременно и с низкой интенсивностью, не приведут к повышению выносливости. И, наоборот, многократные спринтерские ускорения даже максимальной интенсивности, выполняемые серийно или в процессе медленного аэробного бега, так же, как круговая тренировка, содержащая только анаэробные силовые упражнения, могут явиться одним из наиболее эффективных средств аэробной Подготовки. Для правильной ориентации в этом вопросе следует хорошо понимать, что важнейшим фактором выносливости являются аэробные способности мышц, которые выполняют основную нагрузку в том или ином виде упражнений, а производительность обеспечивающих систем организма (например, сердечнососудистой) - вторична и следует за уровнем подготовленности мыши, а не наоборот.
Таким образом, оптимальной стратегией аэробной тренировки детей является использование максимально широкого круга упражнений, задействующих все основные мышечные группы.
Методика обучения школьников технологии аппликационных работ с природным
материалом
Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества. Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив ...
Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова
"Зеленый дом" с использованием ИнКТ
По программе дисциплины "Окружающий мир" живая природа изучается на естествознании с первого по четвертый класс. Анализ программы: Живые организмы: растения, грибы, животные, человек. Свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, размножение. Развитие живых организмов: значение живых ...
Теоретические основы алгоритмизации на уроке
информатики в школе
Понятие "Алгоритм" занимает одно из центральных мест в современной науке. Под алгоритмом понимают строгую и четкую систему правил, которая определяет последовательность действий над некоторыми объектами и после конечного числа шагов приводит к достижению поставленной цели. Появление алгор ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.