В табл.2 приведена принципиальная схема дозирования нагрузки для двух возрастных групп и трех тренировочных этапов в течение учебного года.
Ключами к использованию таблицы и. следовательно, развитию у школьников навыков самостоятельного дозирования нагрузки на занятии являются:
хорошее освоение смысла понятия произвольный максимум (ПМ);
обучение школьников по своим ощущениям определять сопротивление тренажера или вес снаряда, соответствующие, например, 50%, 75%, 85% и т.д. от ПМ:
обучение школьников определять степень утомления, соответствующую (условно) 2/3, 3/4, 5/6 от утомления до отказа.
Развитию этих способностей ежегодно посвящается втягивающий период (при соблюдении принципа постепенности и доступности).
Таблица 2
Схема дозирования нагрузки для двух возрастных групп и трех тренировочных этапов в течение учебного года
Возр. период |
Трен, этап |
% пм |
Число повторений |
Степень утомления в подходе |
Число подходов |
Интервал отдыха (мин) |
Характер отдыха |
до 14 лет |
1 |
50-60 |
12-20 |
2/3-3/4 |
2-3 |
3-4 |
активный |
2 |
60-70 |
10-15 |
3/4-5/6 |
2-4 |
2-3 |
активный пассивный | |
3 |
70-85 |
4-12 |
5/6-100 |
3-5 |
1-2 |
пассивный | |
и старше |
1 |
50-60 |
12-20 |
2/3-3/4 |
2-3 |
3-4 |
активный |
2 |
60-75 |
10-15 |
3/4-100 |
3-4 |
2-3 |
активный пассивный | |
3 |
75-95 |
4-12 |
100 |
4-6 |
1-2 |
пассивный |
Первые три занятия посвящаются ознакомлению с различными снарядами, объяснению техники выполнения и техники безопасности, выучиваются основные мышечные группы, которые тренируются при том или ином упражнении.
Начиная с четвертого занятия проводится обучение самостоятельному определению длительности подхода, соответствующему 2/3, 3/4 и 5/6 от отказа. Например, используя наименее травмоопасные упражнения, в которых есть возможность хорошей страховки (жим штанги лежа, разгибания ног в коленных суставах сидя на блочном тренажере и т.п.), после 2-3 ознакомительных тренировок "на технику" и адаптации мышц к силовым нагрузкам путем использования малых весов (40-50% от максимума) занимающемуся предоставляется возможность выполнить максимальное или около максимальное число повторений с каким-то весом. При этом преподаватель просит назвать и запомнить момент (число повторений), когда появилось чувство утомления в мышцах. Этот момент называется 2/3 от максимальной длительности. Вторая точка на шкале утомления - это момент появления заметного затруднения и напряжения при преодолении веса. Это 3/4 от максимума. И, наконец, почти отказ, но когда при предельном напряжении можно сделать еще два повторения - это 5/6 от максимума.
Необходимо выполнить не менее трех подобных заданий в разных силовых упражнениях, давая указание сравнивать свои ощущения для надежного освоения навыка выявления указанных стадий утомления.
Методы осуществления
межпредметной связи на уроках математики
Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся. Учитель в своей работе ориентируется на формирование обобщенных умений практической деятельности с помощью межпред ...
Исторический обзор изучения комплексных чисел в советской и российской
общеобразовательной школе: программы, учебники
Рассмотрим программы средней школы по математике, учитывая объем и содержание темы «Комплексные числа» в различные периоды развития советской и российской школы. Выделим несколько этапов: I этап: 1917 – 1932г.г. II этап: 1933 – 1965г.г. III этап: 1965 – 1967г.г. IV этап: 1968 г. – по настоящее врем ...
Реализация дифференцированного подхода на уроках математики
Организация дифференцированного подхода требует больших знаний учителя об индивидуальных особенностях класса, о критериях составления уровневых заданий, о построении учебного процесса с использованием данной технологии. Но, не смотря на это, при правильном осуществлении такого подхода в обучении уч ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.