1. Какую форму имеют меридианы Земли?
2. Какое направление показывают линии меридианов?
3. Какова их величина?
4. Можно ли провести меридиан в классе?
5. Как объяснить понятие "параллель"?
6. Какова величина параллелей в градусах и километрах?
7. Какое направление показывают линии параллелей?
Все основные понятия будут отмечены на кластере, проработаны устно и письменно. Одновременно осуществляется чтение, анализ, сопоставление кластеров различного содержания. Таким образом, основные средства обучения являются материалом, способствующим развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формулировать обоснованные выводы.
Достоинство технологии кластери - это повышение качества обучения.
На протяжении 2-х последних лет наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества знаний учеников по географии. Это отражено в таблице 3.
Таблица 3.
Успеваемость учащихся по ступеням обучения (эксперимент-класс относительно контрольного класса)
Класс |
Май, 2012 г. |
Апрель, 2013 г. | ||
Успеваемость, % |
Качество % |
Успеваемость % |
Качество % | |
7 "А" |
100 |
65 |
100 |
73 |
7 "Б" |
100 |
81 |
100 |
92 |
Из таблицы видно, что после проведённых занятий с использованием технологии кластери, качество в экспериментальном классе выше, чем в контрольном.
Активные формы и методы обучения, предложенные в опыте, охватывают организацию учебно-воспитательной системы, имеют большие возможности в решении задач и обучении и воспитания на различных этапах урока.
Качество школьного географического образования выражает интегральную характеристику состояния образования, основанную на оценке достижений школьников по географии и обусловливающую его способность удовлетворять существующие и потенциальные потребности личности и общества.
Главным показателем качества выступают достижения обучаемых, рассматриваемые как изменения в географической образованности школьников за конкретный промежуток времени, определяемые по "добавочному принципу".
Качество - это совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Качество обучения - это степень соответствия знаний и умений ученика заранее согласованным требованиям, обеспечивающим его всесторонне развитие. Если после применения технологии качество возрастает, то учитель достигает главной цели обучения.
Рисунок 10. Успеваемость и качество учащихся по ступеням обучения (эксперимент-класс относительно контрольного класса)
Из диаграммы следует, что качество обучения после применения технологии кластери возрастает в экспериментальном классе, в течение 2 летнего периода. Наблюдается положительная динамика качества, поэтому данную технологию можно, активно внедрять в учебный процесс обучения географии. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших задач - реализовывать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности географии. Практическая направленность географии - это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.
Содержание и методы обучения дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи
Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечае ...
Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Хватцев Е.М., Швачкин Н.Х. и др. Исследования, проведенные Е.М. Хватцевым, свидетельствуют о том, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т.п. Они вызываются всякого рода непри ...
Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость». В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей р ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.