Основой совокупности компетентностей ученика являются ключевые компетенции. Они выполняют интегративную роль, объединяя знания, интеллектуальную, ценностную и практическую составляющую.
Интеллектуальные, методологические, мировоззренческие, коммуникативные компетенции являются эффективными для успешной деятельности учащихся. Обобщенные знания, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, в способности к общению, в подготовке в области информационных технологий.
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально - ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. География относится к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.
Согласно Национальной доктрине развития образования приоритетным является внедрение современных технологий во всех образовательных отраслях.
Современный учитель должен быть грамотным, успешно владеющим не только спектром традиционных педагогических технологий, но и овладевающим современными технологиями. Технологи кластери даёт возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронные ресурсы, в частности, Интернет.
Использование технологии кластери на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель географии должен:
знать основы технологии;
владеть современными методами и приёмами технологии;
использовать в учебном процессе и доказывать её эффективность.
Технология кластери была апробирована в течение 2 лет. За два года были получены данные, позволяющие оценить успехи и трудности учеников в овладении содержанием школьной географии и выявить их причины. В качестве главного статистического показателя использован индекс трудности, представляющий отношение среднего балла за тестовое задание к максимально возможному баллу, выраженное в процентах.
В соответствии со значением индекса трудности определяется уровень трудности тестового задания для учащихся: 0-26 - очень сложное, 27-39 - IV уровень трудности, 40-52 - III уровень, 53-65 - II уровень, 66-79 - I уровень, 80-100 - очень легкое (рисунок 7).
Результаты мониторинга представлены в итоговой диаграмме о состоянии школьного географического образования в седьмых классах. Сделанные в нем выводы показывают, в какой мере фактические результаты обучения после введения в школьный курс технологии кластери удовлетворяют современным и потенциальным потребностям школьного образования. В 7 Б классе систематически проводились уроки с применением методов и приёмов технологии и кластери. После проведения ряда тестов по курсу "География материков и океанов", было выявлено, что уровень владения географическими знаниями намного выше, чем в 7А классе, где занятия проводились обычно в традиционном режиме.
Рисунок 7. Результаты мониторинга о состоянии школьного географического образования в 7 "А" и 7 "Б", за 2012-2013 гг.
Из диаграммы следует, что состояние достижений школьников по итогам обучения географии очень неоднородно. Оно изменяется от класса к классу, в зависимости от степени его сложности для большинства учеников.
Каждый учебный год качество знаний повышается, особо это отмечено в 7 "Б" классе, где уроки проводятся с использованием новых педагогических технологий, которые активизируют познавательную деятельность учащихся и увеличивают процент запоминания учебного материала. Учащиеся данного класса лучше справляются с тестовыми заданиями разной степени сложности по курсу "География материков и океанов". Внутри каждого учебного курса можно выделить темы и элементы содержания, которые не вызывают особых затруднений у учащихся, более сложные темы и темы повышенной трудности лучше осваивают ученики 7 "Б" класса.
Организация работы со слабыми и отстающими школьниками
На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно п ...
Организация деятельности специализированных классов
по видам спорта в общеобразовательных школах
Специализированные классы но видам спорта в общеобразовательных школах с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом организуются согласно Положения, которое приведено в настоящих методических рекомендациях. Решение об открытии специализированных классов принимается област ...
Экспрессивный и инструментальный факторы развития малой группы
В проблеме выделения основных факторов развития группы наиболее известен подход Б.Такмена. Им была предложена двухфакторная модель развития группы, предполагающая выделение двух основных сфер жизнедеятельности группы: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной). Согласно модели, в ка ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.