Знания по дисциплинам психолого-педагогического цикла: методологии и категорий педагогики и психологии; закономерностей развития и проявления психики человека; факторов формирования личности; типологии характера и темперамента; фундаментальных и вторичных свойств личности; формирования характера в спортивной деятельности; свойств темперамента; социально-психологических основ формирования коллектива, индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена; особенностей психических процессов и состояний спортсмена; методов педагогических и психологических исследований в спорте, проявления психики спортсмена при занятиях спортом.
Знания по практическим дисциплинам (видам спорта) и выбранной специализации. (Курс специализации опирается на знания и умения, приобретенные в процессе изучения дисциплин общественно-политического, медико-биологического и общетеоретического циклов. Современный уровень и перспективы развития видов спорта предъявляют высокие требования к подготовке по специализации). Молодому специалисту необходимо приобрести знания по следующим наиболее важным разделам специализации.
Отбор в виде спорта: знания – морфологических, анатомо-физиологических, психологических требований к виду спорта;
Система подготовки спортсмена: знания – назначение и содержание каждого этапа подготовки;
Техника в виде спорта. Необходим учет данных анатомии и биомеханики, включающих в себя знания биомеханических основ техники вида, перспектив развития техники и влияния на нее модернизации оборудования и инвентаря, классификации упражнений вида;
Методика обучения. Опора на знания по психологии, педагогики, теории физической культуры и другие дисциплины, включает знания общих закономерностей формирования двигательных навыков; принципов и методов обучение; применение вспомогательных упражнений и методических приемов;
Методика тренировки. Необходимо учитывать особенности спортивной тренировки на различных этапах системы подготовки спортсменов. Этот раздел должен полноценно опираться на знания по физиологии, психологии, спортивной медицины, теории спорта и предусматривает знания структуры тренировочного процесса, периодизации, цикличности, особенностей становления спортивной формы; объема и интенсивности нагрузок с учетом этапов подготовки и периодов тренировочного процесса;
Методика проведения занятий с любым контингентом. Опора на данные физиологии, психологии, педагогики, теории физической культуры, теории спорта, гигиены, спортивной медицины и других дисциплин, включает знания структуры занятий, его частей и их задач; методики организации и проведения занятия;
Правила и организация соревнований: Знания – правил судейства и организации соревнований любого ранга; прав и обязанностей участников, судей и организаций.
Профессионально-деятельностный компонент подразумевает наличие следующих умений:
Умения по дисциплинам медико-биологического цикла: определять антропометрические данные спортсмена, подвижность в суставах; степень развития мышечной системы; определять и вычислять морфологические показатели физического развития спортсмена; определять физиологические показатели (ЧСС, частота дыхания, дыхательный объем, АД, потребление кислорода, дыхательный коэффициент, концентрация гемоглобина, РН и лактата крови). При занятиях спортом определять содержание в крови молочной кислоты, сахара, гемоглобина, жирных кислот, мочевины; определять содержание креатина и белка в моче; диагностировать состояние тренированности спортсмена; определять уровень развития функций анализаторов; состояние нервно-мышечного аппарата, функциональное состояние систем организма, физическую работоспособность, оказать первую медицинскую помощь при травмах, организовать самоконтроль спортсмена за своим состоянием; применять биомеханические методы исследования в спорте; составлять комплексы физических упражнений и применять их при хирургических вмешательствах и повреждениях, при дефектах осанки, сколиозах, при заболеваниях внутренних органов, органов дыхания, кровообращения, пищеварения, обмена веществ, при заболеваниях суставов и нервной системы; применять массаж на практике; оказать первую медицинскую помощь спортсмену; пользоваться методами контроля за состоянием спортсмена и приемами различных вариантов массажа; выполнять биомеханический анализ спортивных движений;
Умения по дисциплинам психолого-педагогического цикла: оценивать социально-педагогические явления, выявлять причины их возникновения и развития; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и их причины; выбирать средства и методы с учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов; предвидеть характер ответных реакций спортсменов на применяемые педагогические воздействия; осуществлять процесс воспитания спортсменов и формирования коллектива; определять по внешним проявлениям изменение психического состояния спортсменов; понимать и объяснять особенности их поведения в различных ситуациях; мысленно ставить себя на место своих воспитанников; увлекать спортсменов на достижение более высоких спортивных результатов; быстро принимать решения и находить наиболее действенные средства педагогического воздействия; устанавливать контакт со спортсменами; располагать к себе спортсменов и находить индивидуальный подход к ним; вскрывать характер межличностных взаимоотношений; регулировать и направлять личностные взаимоотношения; ликвидировать возникающие конфликты.
Анализ результатов тестирования и расчетов. Определение социально зрелой
семьи
Произвести сравнительный анализ результатов психологического тестирования каждой семьи, и результатов полученных после работы с программой “Формирование рационального потребительского бюджета семьи”. Заключительная часть (анализ занятия, подведение итогов). Учащимся была предложена анонимная анкета ...
Хакасские пословицы и поговорки как этнокультурное
явление
Современная ситуация в России привела к переоценке духовно-нравственных ценностей в связи с утратой многих традиционных ценностей. В поиске лучших народных традиций воспитания личности целесообразно пересмотреть исторически сложившиеся модели воспитания, одной из оптимальных моделей органично вписы ...
История развития педагогики раннего возраста
Педагогика раннего возраста начала выделяться в самостоятельную область знания вначале XX в. История ее становления неразрывно связана с развитием теории и практики семейного и общественного воспитания детей. Становление педагогических идей в истории педагогики. История педагогики — наука, изучающа ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.