Таким образом, профессиональная компетентность педагога – хорошо структурированная система знаний, умений, навыков, способностей, установок, личностных свойств, личностных позиций и действенных мотивов, совокупность которых обеспечивает не только успешное и эффективное решение своих профессиональных задач, но и личностный рост самого педагога, а также удовлетворенность и чувство самореализации.
Следует также отметить, что понятия "компетентность" и "компетенция" имеют разные определения. При этом компетенции трактуются как характеристики, необходимые для удовлетворительного (т. е. среднего) выполнения задач, а компетентности – это характеристики, отличающие наилучших работников от средних. Другое определение дает в своей работе В.И. Стенькова. По ее мнению, "компетенция" - это отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) в образовательной подготовке специалиста, а "компетентность" – уже состоявшееся личностное качество, означающее владение субъектом профессиональной, учебно-профессиональной деятельности соответствующей компетенцией. Традиционно, характеризуя профессиональную компетентность педагога, в ней выделяют три компонента относительно представленного многообразия видов компетентностей:
Профессионально-образовательный;
Профессионально-деятельностный;
Профессионально-личностный.
или уровни теоретический, практический и личностный соответственно.
Рассмотрим существенные характеристики и объем требований к уровню подготовленности в каждом компоненте.
Профессионально-образовательный компонент включает в себя следующие знания:
Знания по общественным дисциплинам: истории Российского государства; основ экономики; основных этапов развития философии; основ диалектики, ее основных законов и категорий; методов и форм научного познания; социальной структуры общества; роли общественных и партийных организаций в развитии общества и управлении государством; возникновения человеческого общества, индивидуального и общественного сознания; форм общественного сознания; сущности и содержания научно-технических революций; национального вопроса; управления обществом; форм управления государством; рыночных отношений; основных документов о развитии культуры и науки на современном этапе; производительных сил общества и факторов, влияющих на производительность труда; место физической культуры в обществе и жизни человека.
Знания по дисциплинам медико-биологического цикла: систем организма человека и органов чувств; адаптационных изменений в организме человека при занятиях спортом; морфофункциональных показателей при спортивном отборе; физиологической характеристики состоянии организма при спортивной деятельности; физиологических основ обучения спортивной технике, силовой и скоростно-силовой тренировки, тренировки выносливости; физиологических особенностей тренировки в различных условиях; реакции организма на различную физическую нагрузку; возрастных особенностей адаптации на мышечную нагрузку; биомеханических характеристик движений спортсмена; строения и функции двигательного аппарата; биомеханической характеристики двигательных качеств; биомеханических основ движений и статических положений тела спортсмена; биомеханической характеристики освоенности техники спортивных движений; возрастной динамики физического развития человека; методов исследования и оценки физического развития сердечно-сосудистой системы; динамики функционального состояния организма спортсмена в различные периоды тренировки; воздействий на спортсмена различных а, метеорологических и географических условий; медицинских средств восстановления спортивной работоспособности; основных заболеваний у спортсменов; биохимических превращений в мышцах при работе различной мощности и продолжительности; биомеханической характеристики различных видов утомления; закономерностей биохимической адаптации к физическим нагрузкам; биохимической характеристики состояния тренированности и перетренировки; биохимической основы методов развития выносливости; биохимической характеристики предстартового состояния; биохимических изменений при занятиях спортом; биохимических особенностей питания спортсменов; клинических данных наиболее распространенных заболеваний; механизмов лечебного действия физических упражнений; общих основ организации и методики лечебной физкультуры; механизмов воздействия и физиологического влияния массажа на отдельные органы и организм в целом; форм, методов и приемов массажа; видов спортивного массажа; особенностей массажа в своем виде спорта; показаний и противопоказаний к массажу; гигиенических основ спортивной деятельности, труда и отдыха; гигиенических требований к спортивной одежде, спортивным сооружениям, питанию спортсменов, к организации и проведению тренировочного процесса в различных климатических условиях.
Направленность личности педагога
В личностной направленности педагога С.Н. Батракова выделяет 3 составляющие: социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную . Социально-нравственную направленность педагога определяютсоциальные потребности, чувство общественного долга, моральные иценностные ориентации, граж ...
Характеристика форм организации социального воспитания подростков в
учреждениях дополнительного образования
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собо ...
Указатель оценки теста
В указатель включены данные ,полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет. Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10. Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для оп ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.