Педагогическую компетентность, состоящую из предметной, методической, диагностической, инновационной и исследовательской компетентностей;
Коммуникативную компетентность, включающую в себя собственно коммуникативную компетентность, перцептивную и управленческую компетентность;
Личностно-индивидуальную компетентность.
Каждая из трех основных компетентностей педагога складывается по ее мнению из:
профессиональных педагогических знаний и умений;
профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, учащимся, коллегам, себе);
профессионально важных качеств личности.
П.Г. Постников (2004) при рассмотрении вопроса профессионализма педагога также указывает, что он складывается из разных видов компетентностей. Автор указывает, что педагог должен обладать следующими видами компетентностей:
предметная компетентность (эрудиция, знание учебного предмета, интерес к нему, способность изменять его в соответствии с требованиями времени);
методическая компетентность (знание методов преподавания, стремление обновлять свой методический инструментарий, индивидуализировать его в работе с конкретным контингентом занимающихся);
диагностическая компетентность (владение приемами изучения особенностей и возможностей отдельных занимающихся при усвоении знаний);
инновационная компетентность (готовность и способность учитывать и искать новые подходы в обучении и воспитании);
исследовательская компетентность (желание и умение осуществлять педагогическое исследование, участвовать в поиске, эксперименте).
При формировании этих видов компетентностей в профессиональной деятельности у педагога складываются профессиональные позиции, такие как устойчивые отношения к делу, занимающимся, коллегам, к себе.
Профессиональная компетентность, по мнению, Н.Ю. Ражиной (2006) требует присутствия других видов компетентностей, таких как:
гуманистическая (стремление понять и принять другого человека с его проблемами "здесь и теперь", обмениваться духовными ценностями);
социально-перцептивная, как способность воспринимать, понимать и оценивать других людей
эмпатийная (способность сопереживать и помочь другому человеку);
коммуникативная (способность строить обмен информацией, сотрудничать с другими людьми);
конфликтная (умение строить бесконфликтное общение и взаимодействие с другим человеком);
управленческая (совокупность умений по воздействию на другого человека).
Зрелость личности педагога предполагает наличие иного ряда видов компетентностей, таких как:
субъективная (способность быть субъектом своего педагогического труда, ставить задачи, прогнозировать, регулировать);
рефлексивная (самодиагностическая) (совокупность умений анализа своего труда, оценивания его сторон, способность строить адекватную Я-концепцию);
индивидуально-личностная (способность видеть зону своего ближайшего профессионального развития, поддерживать свое профессиональное здоровье и долголетие, разумный баланс расхода сил);
кризисная (способность предвидеть и разрешать кризисы своего профессионального развития);
акмеологическая (готовность и способность стремиться к высоким достижениям ("акме") в своем труде, определить свою индивидуальную траекторию продвижения к следующим уровням профессионализма).
Присутствие всех названных видов компетентностей не является обязательным для каждого педагога, так как у каждого могут быть свои конкретные преимущества и виды компетентности, на которые он опирается в своем труде. Знание разных видов педагогической компетентности может облегчить педагогу процесс осознания их наличия или отсутствия у себя, поиск путей их развития. Соотношение разных видов компетентности может меняться у одного и того же педагога в ходе его профессионального развития. В работах С.Д. Смирнова (2007) в профессиональную компетентность входят:
Психологическая компетентность (совокупность знаний, умений и навыков по психологии, умение и желание профессионально их использовать в педагогической деятельности);
Аутопсихологическая компетентность (совокупность умений и знаний о себе и своих индивидуальных особенностях, а также готовность к их использованию для повышения стрессоустойчивости, самоконтроля, саморегуляции, выработки адекватной самооценки и др.);
Социально-педагогическая компетентность;
Дифференциально-психологическая компетентность;
Конфликтная компетентность (уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации);
Коммуникативная компетентность;
Конфликтологическая компетентность (информационно-регуляторная подсистема профессиональной компетенции, обеспечивающая умение конструктивно работать в конфликтной ситуации, а не избегать или подавлять конфликты)
Игрушки как средства общения и психического развития ребенка
дошкольного возраста
В дошкольном возрасте сохраняется интерес к разнообразным игрушкам, позволяющим развивать игровые умения. Игрушка несет в себе функцию отвлечь и развеселить, но и обучить и привить какие либо полезные навыки. Это видно исходя из таблицы 3. Таблица 3 Тип игрушки Функция Наблюдения и рекомендации Мяг ...
Возрастные особенности памяти младших школьников
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование мнемичес ...
Психолого-педагогические проблемы семьи
В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги ее не замечают, ибо не имеют д ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.