Педагогическую компетентность, состоящую из предметной, методической, диагностической, инновационной и исследовательской компетентностей;
Коммуникативную компетентность, включающую в себя собственно коммуникативную компетентность, перцептивную и управленческую компетентность;
Личностно-индивидуальную компетентность.
Каждая из трех основных компетентностей педагога складывается по ее мнению из:
профессиональных педагогических знаний и умений;
профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, учащимся, коллегам, себе);
профессионально важных качеств личности.
П.Г. Постников (2004) при рассмотрении вопроса профессионализма педагога также указывает, что он складывается из разных видов компетентностей. Автор указывает, что педагог должен обладать следующими видами компетентностей:
предметная компетентность (эрудиция, знание учебного предмета, интерес к нему, способность изменять его в соответствии с требованиями времени);
методическая компетентность (знание методов преподавания, стремление обновлять свой методический инструментарий, индивидуализировать его в работе с конкретным контингентом занимающихся);
диагностическая компетентность (владение приемами изучения особенностей и возможностей отдельных занимающихся при усвоении знаний);
инновационная компетентность (готовность и способность учитывать и искать новые подходы в обучении и воспитании);
исследовательская компетентность (желание и умение осуществлять педагогическое исследование, участвовать в поиске, эксперименте).
При формировании этих видов компетентностей в профессиональной деятельности у педагога складываются профессиональные позиции, такие как устойчивые отношения к делу, занимающимся, коллегам, к себе.
Профессиональная компетентность, по мнению, Н.Ю. Ражиной (2006) требует присутствия других видов компетентностей, таких как:
гуманистическая (стремление понять и принять другого человека с его проблемами "здесь и теперь", обмениваться духовными ценностями);
социально-перцептивная, как способность воспринимать, понимать и оценивать других людей
эмпатийная (способность сопереживать и помочь другому человеку);
коммуникативная (способность строить обмен информацией, сотрудничать с другими людьми);
конфликтная (умение строить бесконфликтное общение и взаимодействие с другим человеком);
управленческая (совокупность умений по воздействию на другого человека).
Зрелость личности педагога предполагает наличие иного ряда видов компетентностей, таких как:
субъективная (способность быть субъектом своего педагогического труда, ставить задачи, прогнозировать, регулировать);
рефлексивная (самодиагностическая) (совокупность умений анализа своего труда, оценивания его сторон, способность строить адекватную Я-концепцию);
индивидуально-личностная (способность видеть зону своего ближайшего профессионального развития, поддерживать свое профессиональное здоровье и долголетие, разумный баланс расхода сил);
кризисная (способность предвидеть и разрешать кризисы своего профессионального развития);
акмеологическая (готовность и способность стремиться к высоким достижениям ("акме") в своем труде, определить свою индивидуальную траекторию продвижения к следующим уровням профессионализма).
Присутствие всех названных видов компетентностей не является обязательным для каждого педагога, так как у каждого могут быть свои конкретные преимущества и виды компетентности, на которые он опирается в своем труде. Знание разных видов педагогической компетентности может облегчить педагогу процесс осознания их наличия или отсутствия у себя, поиск путей их развития. Соотношение разных видов компетентности может меняться у одного и того же педагога в ходе его профессионального развития. В работах С.Д. Смирнова (2007) в профессиональную компетентность входят:
Психологическая компетентность (совокупность знаний, умений и навыков по психологии, умение и желание профессионально их использовать в педагогической деятельности);
Аутопсихологическая компетентность (совокупность умений и знаний о себе и своих индивидуальных особенностях, а также готовность к их использованию для повышения стрессоустойчивости, самоконтроля, саморегуляции, выработки адекватной самооценки и др.);
Социально-педагогическая компетентность;
Дифференциально-психологическая компетентность;
Конфликтная компетентность (уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации);
Коммуникативная компетентность;
Конфликтологическая компетентность (информационно-регуляторная подсистема профессиональной компетенции, обеспечивающая умение конструктивно работать в конфликтной ситуации, а не избегать или подавлять конфликты)
Классификация игр
Ф. Фребель, первый среди педагогов, выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). В отечественной дошко ...
Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет и до 7 лет — 7 лет. В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113—115 см. За два года — с 5 до 7 лет — ребенок вырастает на 15 см. Средний вес 6—7-летнего ребенка раве ...
Исследование особенностей адаптации младших
школьников
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Осенью 2010 года в СОШ № 6 г. Красноярска было проведено психологическое исследование на определение уровня адаптации у младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 1 « ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.